Принципы объектно-ориентированного программирования

         

Объекты и классы



Объекты и классы

Программисты, начинающие осваивать ООП, часто путают термины "объект" и "класс". Чтобы показать их различия, введем в пример EmployeeApp возможность рассчитывать зарплату всему штату компании.

В С-программе мы начали бы с описания массива данных о служащих компании, взяв за основу структуру EMPLOYEE. Так как нам неизвестно число служащих компании в расчетный период, мы создали бы статический массив, состоящий, скажем, из 10 000 элементов. Однако когда в компании будет числиться только 1 служащий, такое использование памяти окажется весьма расточительным. Для более эффективного распределения ресурсов надо создать связанный список структур EMPLOYEE и по мере необходимости динамически изменять выделение памяти.

Но это именно то, чего, по-моему, делать не следует. Мы будем ломать голову над тем, сколько памяти перераспределить и когда это лучше сделать, вместо того, чтобы сконцентрироваться на предметной области. Обращение к объектной технологии позволит нам сосредоточиться на логике решения задачи, а не на механизме ее реализации.



Есть разные трактовки термина "класс", показывающие, в частности, чем класс отличается от объекта. Считайте, что класс — это просто новый тип данных (как char, int или long), с которым связаны некие методы. Объект же — это экземпляр типа, или класса. Но мне больше по душе определение класса как чертежа объекта. Как разработчик объекта, вы сначала создаете его "чертеж", так же как инженер-строитель чертит план дома. Имея такой чертеж, вы располагаете всего лишь проектом дома этого типа. Однако те, кто приобрел этот чертеж, могут по нему построить себе дом. Таким же образом на базе класса — "чертежа" набора функциональных возможностей — можно создать объект, обладающий всеми возможностями этого класса.

 

Содержание раздела