Из известных версий наиболее доступны
Из известных версий наиболее доступны три: ЕСС83, Е83СС, ECC803S.
Справочник ф. Telefunken характеризует их применение следующим образом:
» ЕСС83 — двойной триод звуковой частоты. Для применения в звуковых усилителях в качестве входных каскадов и фазоинверторов.
» Е83СС — двойной триод с раздельными катодами. Для применения в качестве усилителя слабых сигналов в промышленной аппаратуре (Как правило, ножки позолочены — Ред).
» ECC803S — двойной триод звуковой частоты с раздельными катодами, nonmicrophonic, т. е. микрофонный эффект отсутствует.
Выпускалась и особая «звуковая» версия — ЕСС808, с малым шумом, малым фоном, предназначенная для предусилителей. Судя по табличным данным той же Telefunken, эта лампа обладала большей линейностью (примерно в 2 раза при одинаковых амплитудах выходного сигнала) и нормировалась на меньшую мощность на аноде (опять же меньше е 2 раза против обычной, то есть 0.5 Вт). Еще у нее были выровнены по половинкам емкости, уменьшена проходная емкость Сg-a = 1.5 против 1.7 pF у обычной. В довершение ко всему, напряжение накала было только 6.3 V при токе потребления 0.34 А. Ради внутренней симметрии выводов пришлось и цоколевку поменять. В оригинальном исполнении лампа безумно дорогая и, естественно, дефицитная. Однако ее, без видимых изменений, также производили Tungsram и Valvo. Интересно, рискнет кто-либо поэкспериментировать с ней? Когда мы закончим испытывать лампы с обычной цоколевкой, попробуем ЕСС808, благо в наличии и Tele, и Tung, и Valvo.
Теперь о размерах и форме анода. Всего их три типа, по высоте: 17.5, 14 и 11 мм. Наиболее распространены два последних. Существует легенда, что чем больше высота анода, тем лучше звучание лампы с точки зрения субъективных оценок. Однако достаточно и тех ламп, которые, имея высокий анод, звучали тускло и невыразительно. Так что развенчивать легенды не станем из вредности.
Жива еще одна легенда, что мол лампы с гладким анодом звучат опять-таки лучше.
Но из всех 83-х, оказавшихся у нас на руках, гладкий анод {г. е. без каких-либо ребрышек жесткости) имела только одна лампа — Telefunken. При ее высочайшем и непререкаемом реноме вполне можно такой вывод сделать, однако кто же еще будет с ней соревноваться по гладкости анода? Выпускалась еще одна лампа, размеры анодов которой могли бы конкурировать с Tele, это Mullard CV4004. Судя по номеру, ее ждали британские военные, а если б кто с натурой нервной и экзальтированной увидел ее, то впору заявить, что анод у нее аж из баллона вылезает. Вот такой он большой!
Описывать все лампы и конструктивные решения можно до последней страницы. Главная же наша задача — оценить, как они звучат и поделиться радостью с тобой, читатель. После недолгих раздумий решили собрать корректор для винила (EQ-RIAA) и прогнать весь строй через него. Пусть на деле докажут, кто чего стоит. Над схемой голову не морочили, нам важно, чтоб лампы прослушивались в одинаковых условиях. После корректора следовал усилитель (SE, 6C4C х 2; 7 Вт) сборки Золотая Середина/А&Т Sound и колонки Rogers 33/Epos 14.
Эпилог
Что ж теперь, вовсе, что ли, не применять 12АХ7? Слушайте на здоровье! Дело в том, что все оценки были сделаны в сравнении с «премиумными» 1579 и 6Н9С, специально отобранными по шуму и микрофонному эффекту. На самом деле корректоров было сделано два, по единой схеме, и из особой вредности звучание каждой 12АХ7 оценивалось еще и относительно 1579-й. Так что, прежде чем приобретать особые фирменные лампы для своего проекта, следует крепко подумать над тем, что наши-то могут оказаться не хуже, да и возможность отбора по определенным параметрам еще осталась. Надо только хорошо поискать.
Выражаем благодарность за предоставленные лампы Владимиру Молчанову, Григорию Чикнаверову (Москва), а также Роману Немченко (С-Петербург) за ценные замечания, музыкальный материал и техническую помощь.
Оценка влияния проходных конденсаторов на качество звучания усилителей
Оценка влияния проходных конденсаторов на качество звучания усилителей
В настоящее время на рынке радиоэлементов предлагается большое количество разных типов конденсаторов, как отечественных, так и зарубежных, применяемых в качестве разделительных в ламповых усилителях (1-3). С целью определения, какие типы конденсаторов предпочтительны к использованию в любительских конструкциях, были проведены электрические измерения характеристик конденсаторов, попавших мне под руку, и субъективная оценка их влияния на звук. Наибольшее внимание уделялось отечественным изделиям, потому что наша промышленность производила (с грустью, в прошедшем...) конкурентоспособные, а часто - и уникальные изделия, во-вторых, отечественные радиоэлементы более доступны любителям. Оговорюсь, что эта статья не претендует на полноту обзора всех имеющихся типов конденсаторов, а призвана лишь помочь любителям хорошего звука в применении того или иного типа. Рекомендую также ознакомиться со статьей (3). Избавлю уважаемого читателя о теоретических выкладок, диаграмм и прочего, все это подробно изложено в (1, 3). Буду подробно рассматривать лишь емкость конденсатора Cx и потери энергии переменного сигнала, выражаемые тангенсом угла потерь Dx. Отмечу, что фактор Dx зависит от материала диэлектрика, и во многом - от конструкции конденсатора и технологии производства. Причем параметры Cx и Dx зависят как от частоты, так и от амплитуды приложенного к конденсатору сигнала. Эти параметры измерялись цифровым измерителем импеданса Е7-14, Позволяющего производить измерения на частотах 100 Гц, 1 кГц и 10 кГц при величине переменного сигнала 2 В rms (для частоты 10 кГц проводились измерения также сигналом с уровнем 40 мв) (4). Результаты измерений сведены в табл. 1. Табл. 1. Субъективная оценка влияния конденсаторов на звук проводилась в два этапа. Первоначально использовался метод исключения, когда оцениваемый конденсатор Cx (рис. 1), включенный на входе усилителя, шунтировался контактами реле. После этого использовался метод замещения или попарного сравнения: в самодельном двухтактном усилителе на EL34 конденсаторы подключались между драйверным и выходным каскадами; в однотактном усилителе на 300В по схеме H. Reichert*а между тремя каскадами. Схема установки показана на рис. 2, в качестве эталонного конденсатора Cэт использовались конденсаторы MIT Multi Cap RTX. Прослушивание проводилось на комплекте аппаратуры стоимостью около 4000 USD следующим образом. Трое моих друзей, далеких от технических подробностей, но любящих и ценящих музыку (отдельное им спасибо за то время, что они потратили!), отдельно записывали свои впечатления от звучания, причем в момент прослушивания они не знали, подключен ли Multi Cap за 16 USD, или К78-2 за 3 одеревеневших RusRubl. Обобщенные результаты субъективных экспертиз я привожу в табл. 2. Таблица № 2
Какие выводы я хочу сделать? Итак: Измерение параметров не дает полной информации, будет "звучать" данный конденсатор или нет; хотя стабильность характеристик в широком диапазоне и снижение потерь при уменьшении сигнала является обнадеживающим фактором. Чем слабее сигнал, тем большее влияние на него может оказать диэлектрик разделительного конденсатора. Влияние конденсаторов в фильтрах акустических систем и на выходе драйверных каскадов менее ощутимо, чем во входных. В последних это влияние особенно заметно при больших значениях сеточного сопротивления утечки, что оправдывает применение схем с гальванической связью, то есть без разделительного конденсатора. Верно, конденсаторы оказывают влияние на звук, но не стоит это влияние переоценивать, так как оно несоизмеримо слабее, чем влияние выходных и прочих трансформаторов, схемотехники (в частности, выбор режимов ламп, тип ламп и экземпляров ламп). Как показывает опыт, изменение режима работы лампы входного каскада кардинально меняет звук всего усилителя, тогда как замена разделительных конденсаторов в посредственном усилителе не изменит практически ничего, пусть даже и стоимость такого "чуда" возрастет вдвое. Ламповый усилитель, при внешней простоте схемы, является устройством, где все узлы, элементы, конструкция комплексно взаимодействуют как между собою, так и с внешними устройствами: источником сигнала, акустическими системами (а через них и с помещением прослушивания), электрической сетью. Причем чувствительность к типу применяемых радиоэлементов разных узлов усилителя так же может изменяться с учетом изложенных факторов*. Поэтому определять, какой тип конденсаторов (резисторов, проводников) предпочтителен в данной конкретной конструкции, необходимо уже после того, как отработана схемотехника, конструкция усилителя. При этом не отменяются личные пристрастия разработчика и то, с какой другой аппаратурой и для прослушивания каких музыкальных жанров усилитель будет использоваться и, что немаловажно, какова планируемая себестоимость Вашего создания (или возможности Вашего кошелька). Не без гордости отмечу, что отечественные конденсаторы (наряду с радиолампами, резисторами) обеспечивают прекрасное качество звука при их грамотном применении. Хочу пожелать самодельщикам успехов в их таком прекрасном хобби! Побольше экспериментируйте, пробуйте различные радиоэлементы, лампы, схемы (не отрицая огульно при этом классические), и это поможет вам по-настоящему почувствовать музыку! Смею надеяться, что вышеизложенный материал окажется Вам полезен. ЛИТЕРАТУРА Справочник по электрическим конденсаторам / Под ред. И. И. Четвертакова, В. Ф. Смирнова. М., 1983. The Parts Connection, (Каталог радиодеталей, 1997 г.) Фрунджян Артур. Маленькие секреты конденсаторов / Класс А. - 1996. - спец. выпуск - с. 12-15. Е7-14. Измеритель импеданса. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Аппаратура, используемая при прослушивании: Проигрыватель CD Exposure CD Player, усилители MARANTZ PM 16, Arion Nereus 300B (редкая недоделка, даром что от П. Квортрупа!)., колонки переделанные Cerwin Vega DX9, шнуры все TARA Labs Reference, диски Focal, Pope Music. Развязка драмыОбескураживающими оказались не результаты, не общее резюме — они-то как раз ожидались быть примерно теми, что вышло в конце концов — но возник почти шекспировской мощи вопрос: для бытового ли звука 1 2АХ7, тем более высококачественного? Кроме одного показания — коэффициента усиления, как черти из под земли выскочили противопоказания: а . Более чем у 80 % проявляется ясно слышимый микрофонный эффект. Нет, для этого не надо молотить линейкой по баллону (хотя для резвости оценок проводилось и такое бесчеловечие), нужно лишь отыскать программу, где инструменты бы явно «замыливались». То есть характерное звучание скрипки (шероховатое, при всей ее певучести) превращалось в ровный, будто скомпрессированный, сигнал, по ходу действия лишь изменяющий громкость и высоту тона. Чуткие натуры скучнели на глазах, тускнел их взгляд, из слов похвалы оставалось: «Мутно как-то, без огонька и страсти». Впрочем, Mullard CV4004 (милитаристская версия, жутко ценимая и столь же дорогая) при нестерпимом «микрофоне» не вызывала столь отчаянных отзывов, но была просто патологически певуча, в дюйме от размазни и бесформенности. Некоторым извращенцам это было по вкусу.
Старая и популярнаяКто возьмется отрицать тот факт, что лампа ЕСС83 является самой популярной, когда требуется большое усиление сигнала по напряжению? Из современных триодов это, пожалуй, единственная лампа, что обладает большим усилением (m = 100). До нее с таким усилением была 6F5 (6Ф5С), но то был монотриод с октальным цоколем. Оговоримся сразу, чтo точной (с фактами) истории создания 12АХ7 у нас на руках нет, но, как только мы получим ж. «Vacuum Tube Valley» № Т, где она опубликована, опять же вместе с сессией прослушивания, то обязуемся перевести и выдать на страницах «Вестника». Производители радиоприемников уже успели оценить достоинства миниатюрных пальчиковых ламп, впервые выпущенных на рынок фирмой RCA в 39-41 г. В Европе миниатюрные лампы появились после войны. Однако Mullord и Mazda, затем Philips и Telefunken были поставлены перед выбором — продолжать ли дальше разработку и производство ламп с цоколем RimLock или вовремя перейти на 9-ти штырьковый цоколь, к тому времени уже вовсю производимый американцами. RimLock подобен цоколю Locktal, только меньше размером и без выходящего наружу штенгеля, укрытого ключом, как это сделано у октальных/локтальных цоколей.Штырей у него тоже было 8. Так что соперничество европейских и американских производителей представляло собой не просто формальное столкновение разных конструкций, но и дальнейшую борьбу за рынки. К этому моменту появилась организация НАТО и конфликт был решен в пользу 9-ти штырьковой лампы, с названием noval. Из-за нее многим европейским ламповым заводам пришлось отказаться от производства лампы ЕСС40, прекрасного двойного триода, близкого по характеристикам к 6N7/6H7C; последним, кто прекратил его делать, был Tungsram, наши же его так и не освоили. На тот момент MOV (Marconi Osram Valve) и Philips оказались самыми продвинутыми компаниями и первыми ввели noval. В 1947г. у MOV появился пентод Z77/B7G/CV138/ EF91 (семиштырьковая), a Philips/Milliard вовремя переделали пентод UL41 в EL41, ставший первым миниатюрным пентодом для звуковых целей, от которого затем пошло целое семейство во главе с ЕL84/6П14П. А. Б.). У Tungsram — никелевый ( 2x2 мм) нумерованный флажок, приваренный к аноду в верхней (реже в нижней) его части. Telefunken имел свою особую метку — между ножками отпечатан рельефный квадратик, именуемый в свое время «diamond mark». Без него лампа либо подделка (процветала в свое время, да и сейчас не редкость), либо relabel/rebrand самой Telefunken от постороннего производителя, предназначенная для неответственной работы. Хотя следует признать, что relabel эта известная фирма не позволяла ставить на плохих лампах, они были, как правило, Testa. Siemens оставлял две характерные засечки наверху баллона и таких же четыре, если лампа несла знак Philips. Начиная с середины 60-х этот электронный гигант стал медленно сворачивать производство ламп у себя на родине и все больше переносить производство под крышу предприятий, попавших в частичную или полную зависимость от Philips. Кроме Mullard, под влиянием концерна оказались Sylvania, Amperex (в Штатах), немецкие Valvo, Telefunken, венгерский Tungsram, французская Dario и австрийская Triotron. Лампы этих фирм, стало быть и 12АХ7, экспортировались по всему миру, имея на своем баллоне знак «Philips». Так что приобретая экзотическую лампу за бешеные деньги, стоит лишний раз присмотреться и попытаться узнать, чья она на самом деле. Хотя такая «чужая» лампа вовсе не обязательно окажется плохой, но вот обувь сбивать в поисках какой-либо «особенной Dario Miniwatt» не стоит. Если это явно не подделка, имеет позолоченные ножки и знак SQ, то вряд ли стоит сомневаться в подлинности лампы. К сожалению, даже у самых серьезных фирм надпись на баллонах была сделана разве что не акварелью, и снять ее не составляло труда. Соответственно, на «чужих» лампах можно было без труда накатать нужный знак. Коль скоро Западная Европа к нам ближе Америки, то естественно и ламп от европейских заводов у нас больше. Вот о них стоит сказать подробнее. WARNING !Помните, Ваша техника может иметь звучание, отличное от наших результатов и выводов. Мнения, высказанные выше, являются обобщенными, и внутри каждого остается личное восприятие со своими нюансами и эмоциями. Мы представляем вам просто отчет о проделанной работе. |
/td><
br> * При последовательном соединении нитей и при существенном различии их сопротивлений появляется возможность перекала одной нити и недокала другой. Соответственно, эмиссия каждой половины лампы окажется разной.
** Мы еще уделим время и место исторической ретроспективе, где попытаемся осветить принадлежность ламп тому или иному производителю и, кроме того, какая фирма и когда оказалась под экономическим влиянием другой. Дело в том, что с переходом к новому владельцу, качество ламп часто менялось ( как правило, в лучшую сторону ); но порой появлялись на баллонах такие обозначения, что даже опытные люди разводят руками. К примеру Mazda Belvu, Mazda/Siemens Edison Swan, кто такая EEV, опять же? Заслуживает ли внимания Brimar STC и бывают ли невенгерского производства лампы со знаком Tungsram, почему Tungsram бывают Made in Austria и т.д. Разобраться в этом непросто, мы сами часто ломаем голову. Вот и готовим материал для любознательных. — Ред.
*** Подобная конструкция была введена Philips; лампы ЕСС80, ЕСС90, ЕСС92; имевшие такой анод, известны своим высочайшим качеством работы в звуковых цепях.