Современные звуковые технологии в играх
Данный материал основан на презентации, использованной при выступлении автора на «Конференции Разработчиков Игр», прошедшей в Москве в 2003 году. Автор статьи ? профессиональный разработчик звуковых движков на основе 3D-звука в современных играх.
Создатели
Создателем MP3Pro является частная компания Coding Technologies. Созданная в 1997 году, компания занимается разработкой и маркетингом кодеков на основе технологии SBR (Spectral Band Replication). За спиной у компании Coding Technologies стоят два очень солидных стратегических партнера - Fraunhofer Institute и Thomson Multimedia, а также достаточное количество инвесторов, среди которых такие люди, как профессор Heinz Gerhauser - глава института Fraunhofer. В связи с этим, следует также заметить, что Coding Technologies имеет доступ ко всем разработкам института Fraunhofer, а само название MP3Pro дала новому формату компания Thomson Multimedia, которая и занимается его продвижением совместно со своей дочерней компанией RCA.
Speaker settings
Настройка используемой конфигурации колонок вынесена отдельно. Особого внимания заслуживает возможность калибровки колонок. В дополнение к поканальному балансу громкости, здесь можно программно поменять левый и правый динамик местами или устранить противофазное включение. Интересная находка по борьбе с отъявленным аудиоламерством. :)
На вкладке, посвящённой сабвуферному каналу, можно отрегулировать его громкость и частоту кроссовера, что благотворно скажется на работе наборов компьютерных колоночек с генетически обусловленным отсутствием низких частот.
Спецификации
Из спецификаций на карту можно понять, что в первую очередь изменились выходные разъёмы карты. Вместо RCA на линейных входах/выходах теперь используется ХLR или, как их ещё называют, Canon. Для расширения возможностей карты есть также разъём H-BUS. MIDI-интерфейс на дочерней плате заменён на крутой AES/EBU цифровой интерфейс. Карта также имеет целых восемь независимых выходов.
Так как разъемы на карте несколько необычные, мы не упустим возможность протестировать ещё одно не менее интересное устройство от Hoontech ? шестиканальный усилитель 6Ch Digital Amplifier. Усилитель подключается к тестируемой звуковой карте как раз с помощью присутствующего на карте разъёма расширения H-BUS.
Ну а теперь обо всем этом подробнее.
Audio CD
Носители: CD-ROM, CD-R, CD-RW
Стандарты: ISO9660 level1, level2
Частотный диапазон: 20Гц ? 20 кГц, +/- 3дБ
Выход на наушники: 9мВт + 9мВт
Уровень сигнала/сопротивление выхода LineOut: макс 0.85 В/10 кОм
Поддерживаемые типы файлов:
MP3: 32 ? 320 Кбит/с
WMA: 64 ? 160 Кбит/с
Частота дискретизации: 32, 44.1, 48 кГц
Максимум 23 папки и 200 файлов на диске
ID3 Tag v.1.0
Питание:
Внешний источник питания: DC от 4.5 до 5.1 В
Алкалиновые батареи (размер АА): DC ? 3 В (2 или 4 штуки)
Перезаряжаемые батареи: DC 2.4 В
Размеры: 129 х 32 х 138 мм
Вес: 260 г (без батарей)
Спецификации на карту
Поговорим о цифрах. Многие читатели скептически относятся к указанным в спецификациям продуктов характеристикам, что, в целом, вполне объяснимо. Небольшая часть из них считает какие-либо цифровые характеристики для звукового устройства полностью лишёнными смысла, что в корне неверно. Проблема состоит не в самих цифрах, а в их использовании. Не секрет, что в большинстве случаев цифры и различные сложные технические параметры становятся оружием маркетинговых отделов по навешиванию лапши на уши доверчивым покупателям. Зачастую приведены полученные в нестандартных условиях, неполные или относящиеся к отдельной части устройства характеристики. Так что выходит, чем солиднее фирма, тем скромнее и реальнее паспортные данные её продуктов.
К счастью, маркетинговый отдел Creative удержался от соблазна «сдуть» очень красивые данные из паспорта на ЦАП. Так что в спецификации на Audigy2 приведены реально полученные измерительным комплексом AudioPrecision параметры карты.
Отношение сигнал/шум, фронтальные и тыловые каналы (для уровня сигнала 1..2 вольт) = 102..106 дБ A, остальные каналы = 86..90 дБ А.
Диапазон воспроизводимых частот (Frequency Response) от <10 Гц до 46 кГц +/-3дБ, 24 бит 96 кГц
Коэффициент нелинейных искажений + шум, A-взвешенный (Total Harmonic Distortion + Noise) = 0,004%
Отношение сигнал/шум – фактически, мощность шумов в отсутствие сигнала. Вкупе с 24 битами, «сигнал/шум» ? главное маркетинговое оружие Creative по завоеванию умов покупателей. На самом деле, параметр «сигнал/шум в отсутствии сигнала», он же SNR, не имеет никакого отношения к качеству звучания, а скорее отражает громкость шумов в паузах, которой уже при 90 дБ A не будет слышно даже при наличии суперушей. С приходом цифровой техники проблема шума в аудиоустройствах практически полностью исчезла, так что все эти запредельные характеристики вроде SNR=100 дБ A и выше – это скорее сопутствующий признак качественного устройства, но никак не основной и не определяющий качество звука.
Говоря абстрактно, нойз- гейт на выходе может увеличить сигнал/шум до теоретического значения, совсем отключая выходы при определённом пороге срабатывания, но вот к качеству звучания при наличии сигнала это уже не будет иметь никакого отношения. Чистоту же звучания в большей мере отражают коэффициенты нелинейных искажений (гармоник, интермодуляции), а детальность – динамический диапазон (при подаче на вход системы сигнала малой амплитуды). К слову, для придания тесту сигнал/шум хоть какого-то смысла, в RMAA мы всё же подаём сигнал нулевой амплитуды, но с подмешиванием стандартного треугольного дизеринга. Также спектрограмма позволяет оценить возможные наводки от высокочастотных частей схемы или дефектов фильтрации по питанию.
Анализируя спектрограммы Audigy vs. Audigy2 можно констатировать отсутствие наводок, а также изменение вида спектра шума при практически аналогичной мощности.
Диапазон воспроизводимых частот – также довольно бестолковый показатель, если не учитывать, что производитель может недоглядеть и допустить ляп даже здесь, на ровном месте. Так и произошло с Audigy, которая, несмотря на заявленную поддержку 24 бит 96 кГц, не умела полноценно воспроизводить звук в этом формате, явно пересчитывая всё в 16 бит 48 кГц, да ещё и имела сильный завал в ВЧ-области слышимого диапазона частот (причём, только в 24/96-режиме).
При выпуске Audigy2 Creative учла эту досадную промашку, и теперь всё обстоит радужно: пересчёт убрали, АЧХ в норме. Умнее бы было привести также неравномерность АЧХ для слышимого диапазона частот, а ещё лучше – взглянуть на график АЧХ. К счастью, такую возможность нам предоставляет программа RMAA. Ура! Audigy2 воспроизводит в 24/96 весь диапазон частот с отсутствием намёков на передискретизацию и выдающейся неравномерностью на уровне профессиональных звуковых карт.
THD+N – более важный показатель, который вбирает в себя шумы и гармоники при подаче сигнала 1 кГц. В переводе на человеческий 0,004% означает 88 дБ – реальный запас по чистоте звучания.Хотя, здесь тоже не всё просто: вторая гармоника очень хорошо маскируется основным колебанием, в то же время все последующие более неприятны на слух. Так что и здесь хотелось бы взглянуть на спектрограмму. А из неё хорошо видно, что Audigy2 играет реально чище, чем Audigy.
Итак, карте Audigy2 присуждается почётное звание Audigy Service Pack 1. Именно такой мы ждали Audigy год назад. Впрочем, и в этот раз не обойдётся без нареканий.
Спецификация
Носитель: 10GB жесткий диск. Буфер: 16 MB Внешний интерфейс: USB 1.1 (PC, Mac) - 1MB/s max Дополнительные интерфейсы (продаются отдельно): USB 2.0 (PC) FireWire (PC or Mac)
Поддерживаемые форматы: Звуковые: Воспроизведение MP3 (от 30 до 320 KBPS - CBR и VBR) Запись (кодирование в реальном времени) MP3 VBR (от 30 до 160 KBPS)
Фото: BMP, JPEG (любого размера) Видео: MPEG4 simple profile (Max. CIF format - 352x288 pixels, 30 fps, VHS Quality, AVI File format, MP3 stereo sound tracks)
Дисплей: встроенный 1.5" цветной LCD (237 x 234 точек). Аудиовход: аналоговый стерео или цифровой или встроенный микрофон. Аудиовыход: аналоговый стерео или цифровой или выход на наушники. Видеовыход: композитный видеовыход, миниджек для соединения с телевизором (NTSC или PAL) Порт расширения: для подсоединения различных модулей и интерфейсов, продающихся отдельно. Время работы от батареи: до 8 часов (воспроизведение MP3) Замена прошивки: загрузка апдейтов прошивки с www.archos.com Источник питания: Встроенная Li-ion батарея. Внешний блок питания: AC-DC Charger / Adapter 5v 1.6A. Размеры: 110 x 79 x 28 mm Вес: 290g (включая батарею).
Коробка, в которой поставляется Jukebox MultiMedia, выполнена в стандартном для компании Archos стиле. Она фактически повторяет коробку, используемую для упаковки ранее тестируемого Archos Jukebox Recorder. Нам достался на тестирование набор с включенными в комплект фотомодулями. Посмотрим на содержимое коробки повнимательнее.
В фотокомплектацию входят: сам плеер, USB кабель, стереонаушники, сумка для переноски, композитный видео/аудио кабель, два фотомодуля под карты памяти CF и SM, переходник SCART- RCA, блок питания, руководство по использованию и ПО на двух CD.
Сам комбайн выполнен в стиле, присущем всем устройствам от компании Archos. Пластиковый серебристый корпус с резиновыми ограничителями по углам.
В данном случае цвет ограничителей темно-серый, что смотрится гораздо более строго и элегантно, чем обычно используемый компанией Archos ярко-синий цвет.
Звуковая часть | Частотный диапазон | 20-20000 Гц |
Мощность выхода на наушники | 2 х 20 мВт (16 Ом) | |
Отношение сигнал/шум | 90 дБ A ( MP3 ) | |
Линейность АЧХ | +/- 2 дБ (линейный выход) | |
FM-приемник | Диапазон радиостанций | 87.5-108 MГц |
Мощность выхода на наушники | 2 х 20 мВт (16 Ом) | |
Отношение сигнал/шум | 50 дБ | |
Тип приёмника | Антенной служит шнур к наушникам | |
Поддерживаемые типы файлов | Тип | MP3 (MPEG 1/2/2.5 Layer 3), WMA, ASF, WAV |
Битрейт | 32 кбит/с ? 320 кбит/с | |
Тэги | ID3 V1, ID3 V2 2.0, ID3 V2 3.0 | |
Питание | Блок питания | AC/DC 5 В, 2 А |
Аккумуляторы | Встроенный Li-Pol | |
Разное | Габариты | 105 х 60 х 19 мм |
Вес | 160 г | |
Рабочая температура | 0°-40°C |
После распаковки коробки в ней был обнаружен вот такой джентльменский набор.
Сам плеер, интерфейсный кабель USB, чехол, блок питания, пульт ДУ, аудио кабель, переходник для подключения сторонних наушников, наушники, CD с ПО и подробная инструкция по эксплуатации.
По сравнению с аналогичными устройствами на основе 2.5" дисков плеер выглядит гораздо более компактно и весит значительно легче. Использование в качестве элемента питания встроенной Li-Pol батареи позволило сделать корпус монолитным и значительно снизить общий вес устройства.
Дизайн плеера выполнен в серебристо-черных тонах, что очень напоминает цветовую гамму дизайна плеера iMP-550. Корпус устройства выполнен из легкого магнезиевого сплава. В общем, устройство выглядит достаточно стильно. Но, на мой взгляд, некоторый диссонанс в общий вид вносит выпуклость в самом центре лицевой панели ? многофункциональный джойстик. По-моему, его стоило сделать несколько больше по размеру, но, при этом, утопить по высоте до уровня корпуса. Хотя, это всего лишь мое личное мнение.
Для того, чтобы можно было носить устройство с собой, в комплекте поставки идет очень удобный кожаный чехол на пояс. Конструкция чехла позволяет легко получить доступ по всем органам управления и разьемам устройства.
Управление устройством можно осуществлять либо использую встроенные в корпус кнопки управления, либо используя пульт ДУ.
Поддерживаемые диски: CD-R,CD-RW (8 см) Поддерживаемые форматы файлов: WMA, MP3, CD-DA Поддерживаемые битрейы: 8-320 кбит/с (МР3) ID3: распознаются тэги ID3 V1, V2 2.0, V2 3.0 Частотный диапазон: 20-20000 Гц Отношение сигнал/шум: >90 дБ Мощность выхода на наушники: 5 мВт (при нагрузке 32 Ом) Размер буфера: 64 Mbit Антишок: CD-DA -170 с MP3 (128k bit) ? 500 с
Питание: блок питания с выходным напряжением DC4.5V 500mA или 2 стандартные AA батареи Размеры плеера: 92 x 104 x 28 мм Вес: ~130 г (без батарей).
Покопавшись в коробке, помимо самого плеера можно обнаружить: тоненькое руководство по эксплуатации, штатный блок питания, наушники и пару батареек.
Посмотрим теперь на сам плеер. Корпус изготовлен из пластмассы асфальтового цвета, судя по всему, без покрытия. По идее, такой корпус не должен протираться на углах, как это случается с некоторыми плеерами. Плеер довольно компактный, если сравнивать его с классическими MP3-плеерами.
Дизайн плеера довольно примитивный и, на мой взгляд, топорный. Хотя дизайн ? понятие субъективное, кому-то понравится, кому-то ? нет. По крайней мере, у меня плеер не вызвал откровенно негативной реакции.
Крышка плеера, к сожалению, открывается не на привычные 90 градусов, а примерно градусов на 60, что создает некоторые неудобства при смене CD. На крышке плеера расположился аналоговый LCD-экран и большая часть кнопок управления плеером: Stop/Pwr off, Start/Pause/Power On, Mode (служит для включения режима воспроизведения ID3-тэгов и переключения между режимами воспроизведения), <<, >>, Program (используется для включения режима составления своего плейлиста), ESP/Search (служит для управления ESP-системой и активации процедуры поиска треков и альбомов). Кнопки плеера очень тугие, и сначала даже немного нервничаешь ? как бы ненароком не продавить крышку... хотя из-за этого снижается риск случайного нажатия. На задней поверхности располагаются отсеки для батарей. Слева на боковой поверхности расположен штекер для внешнего блока питания, справа находятся кнопки управления громкостью.
Итак, iDP-100 ? первый в мире портативный плеер, предназначенный для проигрывания DataPlay-дисков. На что же он способен?
Характеристики ? довольно стандартны для такого типа устройств.
Звуковая часть | Частотный диапазон | 20-20000 Гц |
Мощность выхода на наушники | 2 х 12 мВт (16 Ом) | |
2 х 6 мВт (32 Ом) | ||
Уровень сигнала линейного выхода | 0,57 В RMS (47 кОм) | |
Отношение сигнал/шум | 90 дБ A (CD-DA, MP3 CD) | |
Линейность АЧХ | +/- 2 дБ (линейный выход) | |
FM-приемник | Диапазон радиостанций | 87.5-108 MГц |
Мощность выхода на наушники | 2 х 12 мВт (16 Ом) | |
2 х 6 мВт (32 Ом) | ||
Уровень сигнала линейного выхода | 0,45 В RMS (47 кОм) | |
Отношение сигнал/шум | 57 дБ | |
Тип приёмника | Антеной служит шнур к наушникам | |
Поддерживаемые форматы CD | CD | CD-DA, CD-Text (8Cm/12Cm) CD-ROM Mode 1, Mode 2 Form 1 Enhanced CD, CD-Plus |
CD-R/RW | Packet-Write, ISO9660, Joliet, Romeo,Multi-Session | |
Поддерживаемые типы файлов | Тип | MP3 (MPEG 1/2/2.5 Layer 3), M3U (плэйлисты WinAmp), WMA, ASF |
Битрейт | 8 кбит/с ? 320 кбит/с | |
Тэги | ID3 V1, ID3 V2 2.0, ID3 V2 3.0 | |
Питание | Блок питания | AC/DC 4.5 В, 300 мА |
Аккумуляторы | 2 х Stick Type 1400 мАч NiMH | |
Разное | Габариты | 130 х 140 х 16,7 мм |
Вес | 193 г (без батарей) | |
Рабочая температура | 0°-40°C |
Если судить по спецификации, все характеристики плеера iMP-400 практически полностью совпадают c характеристиками iMP-350. Исключение составили линейные размеры: модель iMP-400 на пол-сантиметра уже и короче своего предшественника. А вот вес увеличился на несколько граммов.
Комплект поставки также остался неизменным. В коробке обнаружилось следующее: сам плеер, пульт ДУ, наушники, блок питания, два аккумулятора 1400 мАч NiMH типа Stick, мешок для переноски, контейнер для двух элементов питания типа AA, который можно подключать как внешний БП, и руководство по эксплуатации.
Посмотрим на сам плеер. Дизайн вернулся к более классическим формам СD-плееров. Верхняя крышка теперь изготовлена не из алюминия, а из более жесткого металла. Есть два варианта цвета крышки: винно-красный и классический металлик.
Плеер практически лишился всех органов управления, осталась только кнопка HOLD и качающаяся трехпозиционная кнопка, которая, тем не менее, очень многофункциональна и дает возможность выполнять базовые функции управления плеером.
Звуковая часть | Частотный диапазон | 20-20000 Гц |
Мощность выхода на наушники | 2 х 12 мВт (16 Ом) | |
2 х 8 мВт (32 Ом) | ||
Уровень сигнала линейного выхода | 0,76 В RMS (47 кОм) | |
Отношение сигнал/шум | 90 дБ A (CD-DA, MP3 CD) | |
Линейность АЧХ | +/- 2 дБ (линейный выход) | |
FM-приемник | Диапазон радиостанций | 87.5-108 MГц |
Мощность выхода на наушники | 2 х 12 мВт (16 Ом) | |
2 х 8 мВт (32 Ом) | ||
Уровень сигнала линейного выхода | 0,76 В RMS (47 кОм) | |
Отношение сигнал/шум | 50 дБ | |
Тип приёмника | Антенной служит шнур к наушникам | |
Поддерживаемые форматы CD | CD | CD-DA, CD-Text (8Cm/12Cm) CD-ROM Mode 1, Mode 2 Form 1 Enhanced CD, CD-Plus |
CD-R/RW | Packet-Write, ISO9660, Joliet, Romeo,Multi-Session | |
Поддерживаемые типы файлов | Тип | MP3 (MPEG 1/2/2.5 Layer 3), M3U (плэйлисты WinAmp), WMA, ASF |
Битрейт | 8 кбит/с ? 320 кбит/с | |
Тэги | ID3 V1, ID3 V2 2.0, ID3 V2 3.0 | |
Питание | Блок питания | AC/DC 4.5 В, 1.2 А |
Аккумуляторы | 2 х Stick Type 1450 мАч NiMH | |
Разное | Габариты | 128 х 136 х 13,7 мм |
Вес | 145 г (без батарей) | |
Рабочая температура | 0°-40°C |
Ну что же, спецификация, как обычно, дает нам немного полезной информации. Если сравнивать модель iMP-550 c предыдущей моделью iMP-400, то в глаза, помимо уменьшения размеров плеера, сразу бросается резкое уменьшение, примерно на четверть, веса устройства. Помимо этого можно отметить увеличение уровня сигнала на линейном выходе и увеличение максимальной мощности при работе с наушниками сопротивлением 32 Ом.
Итак, откроем эту стильную черно-синюю коробку. Кстати, по бокам коробки идут короткие характеристики плеера на 5 языках, один из них русский :). Вот так вот: не немецкий, испанский или французский, а именно русский. Мое патриотическое альтер-эго даже прослезилось по этому поводу, правда, жаль, что с ошибками, но лиха беда начало. Комплект поставки у плеера получился довольно любопытным, в коробке обнаружилось следующее: сам плеер, пульт ДУ, наушники, блок питания, два аккумулятора 1450 мАч NiMH типа Stick, стильная сумка на пояс для переноски (!), контейнер для двух элементов питания типа AA, который можно подключать как внешний БП, удлинитель для наушников (?) и руководство по эксплуатации.
Audio (CD) Частотный диапазон 20-20000 Гц Наушники 2 х 7 мВт:(16 Ом) Line Out Level 0.57 Вт RMS:(47 кОм) Отношение сигнал/шум 90 дБ
Поддерживаемые форматы CD CD Type CD-DA, CD-Text (80/120 мм) CD-ROM Mode 1, Mode 2 Form 1, Enhanced CD, CD-Plus CD-R/RW Readability Packet-Write, ISO9660, Joliet, Romeo, Multi-Session, СD-Text.
Поддерживаемые типы файлов MPEG 1/2/2.5 Layer 3, WMA, ASF Битрейт 8-320 Кбит/с (МР3) Частота сэмплирования 8KHz~44.1KHz Tag ID3 V1, ID3 V2 2.0, ID3 V2 3.0 WinAmp плэйлисты (файлы *.m3u)
Питание Блок питания: AC / DC 4.5 В, 300 мА Батареи : 2 х 1.5V AA батареи
Размеры 136 X 146 X 30.5 мм
Вес 235 г (без батареек).
Итак, что можно сказать исходя из первоначального просмотра спецификации. Будем потихоньку спускаться по списку вниз и сравнивать данные с более старшими моделями. Мощность выхода для наушников снижена до 7мВт - против 12vмВт у iMP-250 и iMP-350. Следующей жертвой удешевления стал FM приемник - на мой взгляд, его убирать не стоило. Очередной пункт, вызывающий интерес - это поддерживаемые типы файлов, здесь мне не понравился пункт "Частота сэмплирования". Максимальное значение 44.1 kHz выглядит несколько несолидно для современного плеера, но пока просто отметим этот пункт для себя и вернемся к нему в процессе тестирования. Так как некоторые плеера при заявленной максимальной частоте 44.1 kHz успешно работают с частотой 48 kHz. Теперь у нас на очереди раздел энергетики, и что мы видим - плеер лишили встроенного зарядного устройства. Что ж, обидно, но не смертельно, так как все, кто использует аккумуляторы, всегда имеют собственное зарядное устройство.
Еще у нас остались такие параметры, как размер и вес. Размеры iMP-150 практически идентичны «тяжеловесу» iMP-250 (130 X 147 X 30 мм), превышение минимальное. А вот вес у iMP-150 несколько меньше, чем опять же у iMP-250 (265 грамм). Антишок: в плеере используется новый алгоритм, поэтому простое сравнение размера буфера с предыдущими моделями будет некорректно, так что оставим рассмотрение этого параметра до получения результатов тестирования.
Audio CD
Частотный диапазон 20-20000 Гц
Наушники 2 х 12 мВт:(16 Ом)
Line Out Level 0.57 Вт RMS:(47 кОм)
Отношение сигнал/шум 90 дБ
FM-приемник
Частотный диапазон 87.5-108 MГц
Наушники 2 х 10 мВт:(16 Ом)
Отношение сигнал/шум 57 дБ
Поддерживаемые форматы CD
CD Type CD-DA, CD-Text (80/120 мм) CD-ROM Mode 1, Mode 2 Form 1, Enhanced CD, CD-Plus
CD-R/RW Readability Packet-Write, ISO9660, Joliet, Romeo, Multi-Session
Поддерживаемые типы файлов
MPEG 1/2/2.5 Layer 3, WMA, ASF
Битрейт 8-320 Кбит/с (МР3)
Tag ID3 V 1.х, V2 2.0 и 3.0
WinAmp плэйлисты (файлы *.m3u)
Питание
Блок питания: AC / DC 4.5 В, 300 мА
Аккумуляторы: 2 х Stick Type 1400 мАч NiMH
Внешние батареи: 2 AA батареи
Размеры 135 х 145 х 16.7 мм
Вес 189 г ( без батареек)
Рабочая температура 0°-40° Celsius
Теперь заглянем в коробку. В ней обнаружилось следующее: сам плеер, пульт ДУ, наушники, блок питания, два 1400 мАч NiMH аккумулятора, мешок для переноски, контейнер для двух элементов питания типа AA, который можно подключать как внешний БП, и руководство по эксплуатации.
Рассмотрим комплект повнимательней. Упаковочная коробка небольшая, но стильная. Сам плеер просто до неприличия тонкий (всего 16.7 мм) и очень симпатичный - многим он начинает нравиться с первого взгляда. Верхняя крышка полностью изготовлена из алюминия. Дизайн плеера чем-то неуловимо напоминает раковину моллюска из доисторических времен.
Особенно это ощущение усиливается от того, что основание и крышка монолитны, так как батарейные отсеки находятся внутри плеера (подобное размещение нередко встречается в компактных моделях плееров)...
Кажется, что при нажатии кнопки Open раковина откроется, и мы увидим жемчужину:) Боковая поверхность плеера усеяна кнопками управления и разъемами. Последние представлены очень хитрым разъемом для подключения пульта ДУ/наушников, двойным разъемом для подключения блока питания и внешнего батарейного отсека, ну и, наконец, линейным выходом. Ну и классический набор кнопок: Hold (на нижней поверхности), Open, On/Play, Off/Stop, Forward, Back, Volume Up, Volume Down (на боковой поверхности).
SpectraLABщики
Некоторые немногочисленные издания по политическим соображениям и из любви ко всему альтернативному, игнорируют RMAA, и используют для измерений ворованную версию программы SpectraLAB, которая под SNR подразумевает значение THD+N, просто выраженное не в %, а в дБ. Причём, эти энтузиасты измеряют сигнал/шум на синусоиде 1 кГц, таким образом измеряя два раза одно и тоже ? нелинейные искажения, что имеет слабое отношение к измерению уровня шума (если, конечно, они знают расшифровку применяемых ими "умных терминов"). При этом, конечно же у них в опциях отключено A-взвешивание. Вы можете над ними посмеяться, послав им письмо с формулой "их SNR" = 20 log ("их THD+N"/100) ? универсальная формула пересчёта из % в дБ.
Спереди
Порт USB
Переключатель Hold
3. Разъем ДУ и наушников
Кнопка «F»: переключение режимов плеера и радио, а также переход на верхний уровень в меню
Кнопки + и – для управления громкостью
Джойстик (настройка опций меню и навигация)
Кнопка Play/Pause
Кнопка записи (используется также для включения/выключения режима повтора фрагмента)
Трехстрочный ЖК-дисплей
Спикеры
Как видно на фотографиях, комплект выполнен полностью из дерева, что является немаловажным плюсом. Нужно отметить, что качество сборки всех узлов колонок довольно высоко. Акустическим оформлением колоночек является схема "закрытый ящик". Толщина стенок корпуса сателлитов составляет один сантиметр.
Для подавления колебаний задней стороны диффузора динамика внутри каждого спикера размещен ватин. Размеры спикеров относительно сабвуфера совсем небольшие. Все сателлиты совершенно одинаковы по размеру. Из-за небольших габаритов, которые составляют 116x120x126 миллиметров (ШxВxГ), проблем с их расположением на компьютерном столе не возникнет. Центральный спикер несколько отличается тем, что у него установлена динамическая головка с высокочастотным динамиком в центре диффузора. Диаметр диффузоров составляет семь с половиной сантиметров, подвес выполнен из очень мягкой резины. Сателлиты имеют магнитную защиту. Импеданс динамиков - 8 Oм.
Как вы можете видеть на фотографии, центральный спикер имеет ВЧ-динамик в середине основного. У остальных спикеров на этом месте расположен бумажный рупор. Необычным оказался материал изготовления диффузоров - жесткий пластик. На практике встречается немало вариантов нестандартного изготовления диффузоров (вплоть до применения алюминия), однако лучшим из наиболее дешёвых материалов и по сей день остается бумага.
По нашим разведданным, этот комплект для фирмы ABIT разрабатывался сторонними инженерами, специализирующимися на дорогой Hi-Fi аппаратуре и, в частности, разработавших несколько моделей для Sony. В общем-то, повсюду видны следы очень основательного инженерного подхода. Однако не стоит забывать, что главное в акустике - это её звучание.
Сзади на колоночке расположены отверстия для крепления спикеров к вертикальным поверхностям и пружинные зажимы. Для многих это является немаловажным аргументом. Но, боюсь, развешивать колонки далеко друг от друга нецелесообразно, так как запас по громкости и панораме у них ограничен. К сожалению колоночки не имеют ни ножек, ни подставок. Но поскольку каждая весит где-то с килограмм, самостоятельно перемещаться по столу от вибраций они не должны.
Корпуса сателлитов выполнены из пластмассы белого цвета. За счет этого они будут очень гармонично выглядеть рядом с монитором. Устанавливаются сателлиты на небольшие подставочки, с помощью которых колоночки немного наклоняются назад. Тем самым увеличивается угол и улучшается восприятие высоких частот за счёт коррекции направленности на слушателя. Колоночки можно установить и без подставок, в обоих случаях никаких резиновых ножек не наблюдается. Владельцам можно только посоветовать приклеить их самим. Спикеры являются двухполосными. Частота среза фильтра, указанная в паспорте, составляет 4 кГц. Гибкий подвес среднечастотного динамика выполнен из пропитанной ткани, диаметр бумажного диффузора составляет 76 мм.
Диффузор твитера резиновый. Его диаметр составляет 19 мм. Купол пищалки прикрыт фазовыравнивающим колпачком.
Защитные сетки здесь выполнены также, как на сабе - в "противотанковом" стиле. Нам вообще непонятно, почему многие производители стараются усугубить и так не идеальное звучание колоночек пластмассовыми решётками.
Как мы говорили чуть выше, в одном из спикеров находится блок управления. Так вот, наверху корпуса колоночки расположены две кнопочки, с помощью которых регулируется общая громкость набора. При одновременном нажатии обеих кнопок система включается или выключается. Трудно не согласиться, что выключатель питания здесь выполнен очень удачно. Хотя бы не придется ползти под стол, как в случае с некоторыми наборами, имеющими выключатели питания, а порой и регулятор громкости на сабвуферах.
Спикер с кнопками подключается к сабу толстым пятижильным проводом трехметровой длины. Вторая колоночка подключается к первой проводом с тонковатой изоляцией меньшей длины.
Ну что же, перейдем к самому, пожалуй, интересному моменту - слуховым тестам и измерениям. Напоминаем, что для объективности тестов мы в первую очередь слушали и оценивали качество звучания, а потом уже измеряли АЧХ колонок.
Как мы говорили уже в начале, все пять колонок по сравнению с IHOO остались неизменными. Их размеры составляют (Ш х В х Г):
фронтальные - 168 х 220 х 300 мм;
центральная - 400 х 150 х 140 мм;
тыловые - 150 х 150 х 180 мм.
Если голые цифры вам не дают полного представления о габаритах колонок, ниже на фотографии вы можете видеть, как выглядят фронтальные и центральный спикеры рядом с 17" монитором LG Flatron.
Фронт и центр набора F&D YF-IA
рядом с 17" монитором и клавиатурой
Акустическим оформлением всех пяти колонок является схема с фазоинвертором. Отверстия фазоинверторов выведены на заднюю панель. Толщина всех стенок центра и фронтальных колонок составляет 15 мм, тыловых - 10 мм. Все узлы и соединения выполнены аккуратно и достаточно герметичны. Внутри корпуса никакого звукопоглотителя не наблюдается. Среднечастотные динамические головки в центральной и тыловых колонках одинаковые, мощностью по 15 Вт. Диаметр бумажных диффузоров составляет 10 см, гибкий подвес выполнен из полипропилена. На фронтальных колонках используются немного более мощные широкополосные динамики - 20 Вт. Диаметр бумажных диффузоров составляет 11,5 см, гибкий подвес здесь выполнен уже из мягкой резины. Твитеры, используемые в центре и фронте, совершенно одинаковые. Их диффузоры, диаметром 25 миллиметров, выполнены из пластика и закрыты фазовыравнивающим колпачком. Подключение динамиков в центральном и фронтальных колонках параллельное, и в качестве разделительного фильтра используется электролитический конденсатор ёмкостью 2,2 mF.
Вид набора F&D YF-IA со снятыми защитными сетками
Так как динамические головки имеют магнитное экранирование, никаких наводок при работе вплотную с монитором не было обнаружено. Центральная и фронтальные колонки имеют резиновые ножки с рифленой поверхностью. За счет этого центр очень уверенно держится на макушке монитора. Тыловые сателлиты ножек не имеют, но оснащены крепежами для установки на стену.
Акустическим оформлением спикеров является схема "закрытый ящик". Отсутствие фазоинвертора позволяет повестить колоночки на стену. На задней панели для этого существует специальное отверстие. Для многих это немаловажный плюс.
Не располагающие достаточным количеством свободного места на рабочем столе пользователи могут свободно повесить спикеры на стену на любом уровне.
Как мы говорили чуть выше, комплект сделан полностью из дерева. Толщина стенок сателлитов составляет 9 миллиметров. Стоит отметить, что изготовлено все очень аккуратно, что внушает доверие к фирме-изготовителю.
Все мы привыкли видеть в спикерах догматичное сочетание динамических головок: твитер и среднечастотный динамик. Здесь же мы наблюдаем немного неожиданное решение: два динамика в спикере совершенно одинаковые (с последовательной схемой подключения). Сделано это, видимо, для увеличения запаса по громкости. Вообще, не совсем понятна целесообразность подобного решения. Быть может, лучше было бы поставить одну, но более качественную динамическую головку? Как такое решение скажется на звучании, мы увидим чуть позже.
Диаметр бумажных диффузоров составляет 7 сантиметров, гибкий подвес выполнен из резиноподобного материала. На наш взгляд, защитные сетки лучше не снимать, чтобы не видеть динамики. Да и золотистая надпись "SVEN" хорошо сочетается с окраской корпусов колонок.
Защитные сетки выполнены здесь в виде рамки с натянутой на неё легкой акустической тканью. После знакомства с изделиями многочисленных производителей мультимедийной акустики, где защитные сетки загромождены различными перегородками, подобную правильно выполненную конструкцию видеть очень приятно.
Спикеры никаких ножек не имеют, но, учитывая небольшие размеры динамических головок и относительно приличный вес деревянных корпусов, колоночки по столу самостоятельно "ездить" не будут. Владельцам полированных столов можно только посоветовать наклеить на спикеры подкладочки.
Подключаются спикеры проводами 3,5 метровой длины с оригинальной прозрачной изоляцией. Выполнена она на манер акустического кабеля, только изоляционный материал напоминает силикон. Толстая оболочка - верный признак того, что провода прослужат долго.
Как видно на фотографии, фронтальные и тыловые спикеры совершенно одинаковые. Они имеют совсем небольшие размеры 95х105х105мм (ШхВхГ), чуть больше сателлитов у DTT3500, и не требуют большого количества свободного места на рабочем столе. Сами спикеры имеют по две резиновые ножки, расположенные по краям спереди. Акустическим оформлением сателлита является схема "закрытый ящик". Корпуса колоночек сделаны из трехмиллиметрового пластика. Защитные сетки не снимаются, так что продемонстрировать динамическую головку мы вам не можем.
Пространство внутри сателлита заполнено ватином, что полностью исключает пластмассовые призвуки. Динамическая головка имеет магнитное экранирование, импеданс составляет 8 Ом. Диаметр диффузора - 7,6 сантиметров. Провода подключаются с задней части сателлитов посредством пружинных зажимов.
Список ссылок
В этом разделе приведен список ссылок на тематически связанные с mp3 ресурсы интернета, которые, на мой взгляд, больше других заслуживают внимания. Некоторые из них содержат свои богатые списки ссылок, дублировать которые не имеет смысла.
Ставший уже классикой и использующийся как ФАК в ФИДО эхоконференции RU.MPEG "Обзор MP3" (в двух частях: часть 1, часть 2). В обзоре много ссылок на различные, связанные с mp3 сайты. Очень советую новичкам.
Техническая документация по стандарту сжатия mp3 - www.mp3-tech.org.
Официальный сайт проекта LAME - lame.sourceforge.net.
Сайт Дмитрия Куцанова (mitiok). Этот сайт можно назвать mp3-порталом: тут содержится много полезных программ для работы с mp3 и множество ссылок на другие ресурсы интернета по сжатию звука. Автор выкладывает откомпилированный для Windows лейм как в варианте exe-файла, так и dll-библиотеки (прилагаются ссылки на другие сайты с откомпилированными LAME). Здесь есть и программа для добавления/удаления wav RIFF заголовка, и программы для сжатия звука без потерь, и плагин под WinAmp от версии 2.22 (декодер с кодом Фраунгофера).
Сайт Сергея Сапелина. На этом сайте вы найдете небольшие, но весьма полезные авторские программы по работе с mp3, например: программу для выравнивания фаз в каналах wav-файла, программу для изменения громкости (и нормализации) mp3 файла без перепаковки и другие.
Сайт проекта Apollo (проигрыватель mp3, mp2, wav).
Программы сжатия аудио без потерь: WavPack, Monkey's Audio, RK Audio, FLAC, LPAC Archiver, Shorten.
Откомпилированный под Windows LAME: dkutsanov.chat.ru, www.hot.ee/smpman/mp3/, ftp://ftp.elf.stuba.sk/pub/pc/sound/, www.mp3-tech.org/encoders_win.html, www.maindex.com/lame/.
Оконные оболочки для кодера LAME: vbLamer и RazorLame, LAMEr, LAMEb, Lame GUI frontend.
Программы для копирования данных с Audio-CD: ExactAudioCopy, WinDAC, AudioGrabber, CDeX. Настоятельно рекомендую использовать первую из упомянутых - ExactAudioCopy.
Стандарт MP3 не определяет никакого точного стандартного математического алгоритма кодирования, его разработка целиком и полностью остается на совести разработчиков кодеров. Вместо этого он определяет общую схему процесса кодирования, а также формат закодированного фрейма. Сами последовательности фреймов могут передаваться потоком (процесс передачи такого потока называется streaming) или храниться в файлах.
MP3 файл, как и поток, состоит из последовательно расположеных фреймов, между которыми может содержаться произвольная информация. Основное требование состоит в том, что не должно быть совпадений с сигнатурой начала фрейма.
Часто к последовательности фреймов добавляют стандартный заголовок мета-аудиоформата WAV, и получается то, что называют WAV-MP3. (Немного подробнее о последнем будет сказано ниже, когда будет описываться ACM pro codec.) Еще чаще к MP3-файлу добавляется информационный блок ID3v2, содержащий информацию об исполнителе, жанре, названии композиции, и другую подобную информацию о треке. Он добавляется в конец файла. В середину пока никто ничего ставить не придумал. Хотя, вообще говоря, может представлять некоторый интерес вставка спецтэга для VBR с информацией о том, в какой части трека мы, собственно, находимся.
Способы кодирования стерео сигнала
В рамках MP3 кодирование стереосигнала допустимо четырьмя различными методами:
Dual Channel -- Каждый канал получает ровно половину потока и кодируется отдельно как моно сигнал. Рекомендуется главным образом в случаях, когда разные каналы содержат принципиально разный сигнал -- скажем, текст на разных языках.
Выставляется в некоторых кодерах по требованию.
Stereo -- Каждый канал кодируется отдельно, но кодер может принять решение отдать одному каналу больше места, чем другому. Это может быть полезно в том случае, когда после отброса части сигнала, лежащей ниже порога слышимости или полностью маскируемой, оказалось, что код не полностью заполняет выделенный для данного канала объем, и кодер имеет возможность использовать это место для кодирования другого канала. В документации к mp3enc замечено, что этим, например, избегается кодирование "тишины" в одном канале, когда в другом есть сигнал.
Данный режим выставлен по умолчанию в большинстве ISO-based кодеров, а также используется продукцией FhG IIS на битрейтах выше 192kbs. Применим и на более низких битрейтах порядка 128kbs... 160kbs.
Joint Stereo (MS Stereo) -- Стереосигнал раскладывается на средний между каналами и разностный. При этом второй кодируется с меньшим битрейтом. Это позволяет несколько увеличить качество кодирования в обычной ситуации, когда каналы по фазе совпадают. Но приводит и к резкому его ухудшению, если кодируются сигналы, по фазе не совпадающие. В частности, фазовый сдвиг практически всегда присутствует в записях, оцифрованных с аудиокассет, но встречается и на CD, особенно если CD сам был записан в свое время с аудиоленты. С другой стороны, уже совершена (первая ?) попытка написать программу для автоматической коррекции фазового сдвига, адрес страницы автора -- www.chat.ru/~lrsp. Возможно, она немного поможет любителям кодировать оцифровки с аудиокассет с битрейтом порядка 128kbs.
Режим выставлен по умолчанию продукцией FhG IIS, а также кодером Lame, для битрейтов от 112kbs до 192kbs.
Joint Stereo (MS/IS Stereo) -- Вводит еще один метод упрощения стереосигнала, повышающий качество кодирования на особо низких битрейтах. Состоит в том, что для некоторых частотных диапазонов оставляется уже даже не разностный сигнал, а только отношение мощностей сигнала в разных каналах. Понятно, для кодирования этой информации употребляется еще меньший битрейт.
В отличие от всех предыдущих, этот метод приводит к потере фазовой информации, но выгоды от экономии места в пользу среднего сигнала оказываются выше, если речь идет о очень низких битрейтах.
Этот режим по умолчанию используется продукцией FhG IIS для высоких частот на битрейтах от 96kbs и ниже (другими качественными кодерами этот режим практически не используется).
Но, как уже говорилось, при применении данного режима происходит потеря фазовой информации, также теряется любой противофазный сигнал.
Способы практического использования
Как говорится, правила существуют для того, чтобы их нарушать. Для изложенных ниже советов всегда можно придумать исключения. Так что эксперимент и фантазию можно только приветствовать.
Обычно для достижения чувства общности пространства единый тип реверберации типа Hall (Room, Live) применяют для всего микса в целом, при этом, для отдельных инструментов или группы инструментов в целях получения особых эффектов можно использовать дополнительную обработку процессором реверберации.
Данный эффект можно использовать для моделирования глубины сцены. Инструменты, имеющие более глубокую реверберацию, ощущаются расположенными как бы в отдалении. Справедливо и обратное, инструмент или голос без реверберации кажется находящимся вблизи.
Множество оттенков звука можно получить, используя эффекты в стерео режиме. Например, исходный звук разместить по центру, короткую реверберацию с малым временем первичных отражений по левому каналу, а с большим временем по правому.
Для вокальной партии интересный эффект дает применение реверсивной (reverse) реверберации. Также, оживляет голос одновременное применение двойной реверберации ? с коротким и длинным временем затухания.
Глубокая реверберация с большим временем затухания хорошо подходит для синтезаторных подкладов.
Для получения более жесткого динамичного ощущения ритма в миксе для ударных инструментов (барабанов) можно использовать Gate-реверберацию.
Большие барабаны и басы хорошо звучат с небольшим количеством реверберации или вообще без нее.
И главное: никогда не стоит перебарщивать с глубиной реверберации ? очень легко можно превратить микс в неразборчивую кашу с налезающими друг на друга звуками. Чем быстрее темп композиции ? тем меньше она должна быть.
Справа
Джойстик
Громкость
Кнопка Menu
Переключатель Hold
в глаза: корпуса колонок выполнены
Первое, что бросается в глаза: корпуса колонок выполнены из дерева (шпонированый ДСП), а все детали корпуса чётко подогнаны по геометрии. Почему деревянный корпус так важен для качества звука? Мы часто встречаем мультимедийную акустику, в основной своей массе выполненную из пластика, что значительно ухудшает качество звучания и так не слишком хороших динамических головок за счёт массы паразитных призвуков и резонансов стенок. Если же производитель устанавливает неплохие динамики, то небольшие размеры сделанных из пластмассы корпусов обычно не позволяют полностью раскрыть их потенциал. В данном случае большой внутренний объём колонок позволяет достичь очень хорошей передачи низких частот и даже обойтись без сабвуфера (в компьютерном смысле этого слова).
По сравнению с SPS-678 модель SPS-699 имеет меньшие размеры и подставку, которая придает колонке некоторую солидность. Фазоинвертор находится у колонок на задней панели. При этом на правой колонке расположены:
линейный вход (стерео RCA) выключатель питания ( Power) кнопка включения 3D звука регулировка громкости регулировки тембра НЧ и ВЧ выход на наушники (стерео mini jack) разъём подключения левой колонки (моно mini jack).
У SPS - 678 нет ножек, и в отличие от SPS - 699 все регуляторы находятся спереди, а не сзади. Это облегчает доступ к настройке.
Что такое кнопка 3D? Сейчас в ходу много различных новомодных названий. В их число входит 3D, и, конечно, отдел маркетинга не может упустить такую возможность привлечь покупателей. Что ж, лишь бы это не сказывалось на качестве продукции в худшую сторону. При нажатии этой кнопки добавляется немного реверберации и расширяется стереобаза. Это хорошо ощутимо при прослушивании музыки.
"Спуск на воду"
Перед подключением плеера очень рекомендую установить с прилагающегося CD менеджер устройства, при этом во время установки заодно в систему добавляются и необходимые драйвера. При попытке установить драйвера без менеджера в операционной системе W2K у меня возникли проблемы с определением устройства. После установки менеджера вам достаточно подключить плеер к свободному USB-порту, и вы можете начинать с ним работать. Интерфейс менеджера удобен и интуитивен.
В системном реестре плеер выглядит вот так.
К сожалению, работа с памятью плеера возможна исключительно через его собственный менеджер. Помимо переноса файлов, менеджер также позволяет выполнять различные служебные функции, такие как форматирование памяти плеера, управление списком станций FM-тюнера, кодирование файлов диктофона и обновление прошивки.
Про большинство функций я расскажу в соответствующих разделах, а вот смену прошивки рассмотрим здесь, так как как раз на момент начала тестирования плеера на сайте компании iRiver появилась свежая версия прошивки. Процедура достаточно простая: вам необходимо подключить в компьютеру плеер, и в менеджере указать, где лежит файл прошивки, при этом необходимо убедиться, что у плеера есть свободное место в памяти, чтобы временно сохранить файл с прошивкой.
После чего на экране менеджера и плеера возникнут окна, предупреждающие о том, что плеер трогать нельзя вплоть до его автоматического отключения по завершению процедуры перепрошивки.
Когда плеер отключился - это означает, что все в порядке, и вам достаточно включить его и убедиться, что номер прошивки при загрузке стал другим.
Сравнение с характеристиками Creative Audigy и Egosys Waveterminal
Чтобы точнее понять позиционирование карты Hoontech среди других аналогичных по возможностям изделий, нужно сравнить с какими-нибудь хорошо известными картами.
Режим работы: 44100 Гц, 16 бит
Звуковые карты / Параметры | DSP24 Value |
WT2496 | Audigy Front |
Audigy Rear |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.31, +0.00 | -0.01, +0.07 | -0.27, +0.01 | -0.27, +0.01 |
Уровень шума, дБ (А): | -85.8 | -97.0 | -89.3 | -87.4 |
Динамический диапазон, дБ: | 83.2 | 92.8 | 86.3 | 84.9 |
Нелин. искажения + шум, %: | 0.002 | 0.002 | 0.047 | 0.002 |
Интермод. искажения, %: | 0.017 | 0.006 | 1.191 | 1.190 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -87.3 | -97.7 | -81.3 | -85.1 |
DSP24 Value в этом тесте лучше, чем в полтора раза более дешёвая Audigy, но по шумам - достаточно далеко от втрое более дорогой Waveterminal (хоть она и на том же самом кодеке!)
Режим работы: 48000 Гц, 16 бит
Звуковые карты / Параметры | DSP24 Value |
WT2496 | Audigy Front |
Audigy Rear |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.29, +0.00 | -0.01, +0.08 | -0.72, +0.01 | -0.72, +0.01 |
Уровень шума, дБ (А): | -86.5 | -97.1 | -90.2 | -88.3 |
Динамический диапазон, дБ: | 83.9 | 93.1 | 87.3 | 85.6 |
Нелин. искажения + шум, %: | 0.002 | 0.001 | 0.051 | 0.003 |
Интермод. искажения, %: | 0.016 | 0.005 | 0.037 | 0.017 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -87.1 | -96.1 | -83.0 | -84.5 |
Audigy на тыловом выходе догоняет и даже немного обходит DSP24 Value по шумам. Однако даже поверхностного взгляда на графики хватает, чтобы понять - с таким лесом из гармоник Audigy ещё далеко до качества.
Режим работы: 96000 Гц, 24 бит
Звуковые карты / Параметры | DSP24 Value |
WT2496 | Audigy Front |
Audigy Rear |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -3.44, +0.00 | -0.01, +0.06 | -5.00, +0.00 | -5.00, +0.00 |
Уровень шума, дБ (А): | -86.2 | -98.9 | -89.7 | -86.5 |
Динамический диапазон, дБ: | 83.7 | 96.4 | 87.3 | 84.4 |
Нелин. искажения + шум, %: | 0.002 | 0.003 | 0.046 | 0.003 |
Интермод. искажения, %: | 0.017 | 0.004 | 0.043 | 0.049 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -86.6 | -96.6 | -82.2 | -88.8 |
Расстановка сил та же. Audigy и DSP24 Value примерно одного порядка отстойности, и до Waveterminal им как до луны. Audigy также демонстрирует отражение сигнала от половины частоты передискретизации:
Цифровой выход: 44100 Гц, 16 бит
Звуковые карты / Параметры | DSP24 Value * |
DSP24 Value ** |
WT2496 | Audigy |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.00, +0.00 | -0.01, +0.00 | +0.00, +0.00 | -0.22, +0.01 |
Уровень шума, дБ (А): | -135.1 | -85.6 | -135.1 | -122.8 |
Динамический диапазон, дБ: | 96.9 | 83.0 | 96.9 | 95.0 |
Нелин. искажения + шум, %: | 0.000 | 0.001 | 0.000 | 0.002 |
Интермод. искажения, %: | 0.003 | 0.015 | 0.003 | 0.298 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -149.1 | -89.0 | -149.1 | -133.9 |
** устройство вывода Ext.WaveOut
В плане цифрового выхода DSP24 Value даёт возможность выбора - выводить сигнал с внутреннего цифрового микшера или же с отдельного устройства S/PDIF Out. Преимущества работы с последним видны из результатов измерений. Здесь DSP24 Value наконец-то догнал Waveterminal по качеству работы. Идентичность результатов объясняется также тем, что на обоих картах применены одинаковые микросхемы цифровых трансмиттеров и ресиверов.
Сравнение с измеренными характеристиками ближайших конкурентов
Давайте сравним тестируемую карту с её ближайшими конкурентами: Midiman (M-Audio) Audiophile 2496, Egosys Waveterminal 2496, Hoontech Audio DSP24 Value, Echo MIA.
Режим работы: 44100 Гц, 16 бит
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: |
-0.06, +0.00 | -0.08, +0.01 | -0.01, +0.07 | -0.31, +0.00 | -0.04, +0.05 |
Уровень шума, дБ (А): | -92.4 | -94.9 | -97.0 | -85.8 | -94.6 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 89.9 | 92.6 | 92.8 | 83.2 | 92.3 |
Нелин. искажения, %: | 0.002 | 0.001 | 0.002 | 0.002 | 0.001 |
Интермод. искажения, %: | 0.008 | 0.006 | 0.006 | 0.017 | 0.006 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -91.0 | -95.6 | -97.7 | -87.3 | -99.6 |
Как видите, по характеристикам Maya44 гораздо ближе к полноценными профессиональным платам, нежели к «бюджетно-урезанным« вроде Hoontech DSP24Value. К сожалению, отсутствие в арсенале Maya режима 24/96 (это ограничение получается только из-за используемого AC'97-кодека) ставит ее на порядок ниже всех остальных из этой таблицы.
Режим работы: 44100 Гц, 16 бит
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: |
-0.08, +0.01 | -0.01, +0.07 | -0.31, +0.00 | -0.04, +0.05 |
Уровень шума, дБ (А): | -94.9 | -97.0 | -85.8 | -94.6 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 92.6 | 92.8 | 83.2 | 92.3 |
Нелин. искажения, %: | 0.001 | 0.002 | 0.002 | 0.001 |
Интермод. искажения, %: | 0.006 | 0.006 | 0.017 | 0.006 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -95.6 | -97.7 | -87.3 | -99.6 |
Режим работы: 48000 Гц, 16 бит
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: |
-0.07, +0.01 | -0.01, +0.08 | -0.29, +0.00 | -0.04, +0.05 |
Уровень шума, дБ (А): | -94.9 | -97.1 | -86.5 | -94.9 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 92.7 | 93.1 | 83.9 | 92.5 |
Нелин. искажения, %: | 0.001 | 0.001 | 0.002 | 0.001 |
Интермод. искажения, %: | 0.006 | 0.005 | 0.016 | 0.005 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -92.7 | -96.1 | -87.1 | -96.9 |
Чуть отстаёт ото всех изделие Hoontech. Тише всех играет WT2496, но он и стоит чуть дороже.
Режим работы: 96000 Гц, 24 бит
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: |
-0.09, +0.00 | -0.01, +0.06 | -3.44, +0.00 | -0.05, +0.03 |
Уровень шума, дБ (А): | -99.6 | -98.9 | -86.2 | -106.8 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 97.4 | 96.4 | 83.7 | 104.6 |
Нелин. искажения, %: | 0.003 | 0.003 | 0.002 | 0.004 |
Интермод. искажения, %: | 0.004 | 0.004 | 0.017 | 0.003 |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -91.1 | -96.6 | -86.6 | -107.7 |
Echo MIA на AK4528 ведёт уверенно и бесцеремонно! Однако, справедливости ради: чтобы услышать разницу между всеми этими картами нужны высококачественные студийные мониторы или очень дорогие наушники.
Сравнение с наборами SVEN/F&D 678, 866A и IHOO
Наверное, многим будет очень интересно узнать, какова разница в звучании колонок Microlab по сравнению с акустикой, лидировавшей до этого момента по соотношению цена/качество. Речь, конечно же, идёт о наборах, продающихся у нас в стране под маркой SVEN и F&D.
Активные стереоколонки (сверху вниз, слева направо)
SVEN/F&D SPS-678 и SPS-866A
против Microlab SOLO-1 и AVALON
Как вы видите, мы действительно имели возможность провести сравнение в режиме реального времени, а не использовать смутные воспоминания о тестированиях годовалой давности.
Музыкальный сигнал снимался всё с той же звуковой карты Hoontech DSP24Value и попеременно подавался в различные комплекты.
Сравнение с платами других производителей
Измерения проводились с помощью программы SpectraLab, используя встроенный в нее источник тестового
сигнала.
SB Live! с Midiman Flying Calf A/D на входе S/PDIF | 0.00197 % | 85.36 дБ |
Event GINA | 0.00219 % | 79.96 дБ |
SB Live! | 0.00383 % | 81.65 дБ |
TB Montego | 0.00412 % | 74.87 дБ |
К сожалению, информация об этом
К сожалению, информация об этом плеере крайне ограничена (только цена и список возможностей), но если судить исключительно по этим спецификациям, DAV316 выигрывает за счет в три раза большего времени работы от батарей. Айва выигрывает за счет наличия resume. В остальном плееры близки по характеристикам (хотя без описания неизвестно, насколько хорошо те или иные функции реализованы в плеере Aiwa). И самое главное: у Айвы стоит ограничение на битрейт - до 192 Кбит/с включительно. Вот вам и брэнд. Цены сопоставимы.
Очень похожий по характеристикам плеер.
Очень похожий по характеристикам плеер. К сожалению, так же, как в случае с Айвой, по этому плееру очень мало информации. Из спецификаций невозможно даже понять, сколько этот плеер работает от одной пары батарей (надо думать, было бы что-то выдающееся - уж написали бы). Единственное явное отличие - отсутствие пульта. Кроме того, хотелось бы узнать мнение пользователей о его антишоковых способностях. А так - очень похожий по характеристикам и возможностям плеер.
Очень интересная модель. Судя по
Очень интересная модель. Судя по фотографии, показывает тэги. Повышенный антишок ("100-секундная память на MP3, высокоскоростная механика, система динамической подвески). Встроенный зарядник скоростной зарядки (на 1.5 часа). Время работы - 15 часов (интересно - это от этих заряженных за 1.5 часа аккумуляторов или от алкалайновых батарей?). Пожалуй, это первый плеер, который столько работает (от каких бы то ни было батарей), имеет скоростной зарядник (такие зарядники просто обязаны быть автоматическими) и про который сразу написано, что он имеет "высокоскоростную механику". К сожалению, неизвестно, есть ли ограничения на битрейт, и не совсем понятно, как у этого плеера с навигацией.
Сравнение с плеером Lenoxx
Тут все понятно. Цены на Леннокс упорно не опускаются ниже 100 долларов, хотя сам плеер безнадежно устарел. Он был хорош, когда не имел конкурентов, когда был первой ласточкой, но прогресс-то не стоит на месте... Леннокс не имеет механизма "подчитывания музыки порциями", он крутит диск все время, поэтому имеет большую прожорливость нежели NAPA. Весьма ограниченный диапазон поддерживаемых битрейтов: от 112 до 224 Кбит/с. Остальные файлы либо не воспроизводятся вообще, либо звучат со значительными искажениями (это относится и к файлам, кодированным с переменным битрейтом). Хороший антишок, небольшая прожорливость, тэги, проигрывание битрейтов 256, 320 и VBR - это аргументы в пользу NAPA DAV316. Наличие Resume и разница в цене - это аргументы в пользу Lenoxx. Самый сложный выбор - между resume и отсутствием ограничения по битрейту. Для меня выбор очевиден (сейчас даже среди пиратских сборников уже попадаются сборники с битрейтом 256 Кбит/с, а если кодируешь сам, очевидно, что классической музыке порой мало и 320 Кбит/с). Ну и не будем сбрасывать со счетов "легендарную глюкавость" Lenoxx, о которой говорят все, кто сталкивался с этим плеером (разве что кроме тех, кто им торгует)
Сравнение с плеером Memorex
Еще один очень похожий на нашего героя плеер. Оба стоят в районе 120 долларов, оба показывают тэги, но не показывают каталоги, оба имеют примерно одинаковое время работы от батарей (Меморекс судя по описанию работает чуть меньше). У Меморекса есть забавная функция - поиск по имени файла (набор искомой строки схож с набором SMS на сотовом телефоне). Поддержка resume, входящий в комплект carkit (кассетный адаптер плюс питание от прикуривателя) - это плюсы Memorex. Значительно лучший антишок, наличие адаптера на 220 В, встроенного зарядника и пульта - это плюсы NAPA.
Как видите, в ряде случаев сравнение не столь уж однозначно. Но то, что NAPA DAV316 - это самый дешевый плеер, способный протянуть 8 часов с одной пары аккумуляторов и при этом показывать тэги - это несомненно.
Однако, данный сравнительный анализ был бы неполон, если не объяснить различия между разными моделями выпускаемыми, собственно самой A-MAX. Отличаются модели только числовым номером, и понять, что за ним кроется, можно, только покопавшись в спецификациях.
Сравнение с плеером MiSEL (он же D-Pro MP-856)
MiSEL превосходит всех по объему информации, выдаваемой на дисплей. В отличие от DAV316, имеется режим навигации по каталогам плюс поддержка плейлистов. Еще MiSEL хвалили за "изумительное качество звука". Судя по отзывам в форуме iXBT, по этому параметру данному плееру вообще нет конкурентов, хотя лично я это утверждение, к сожалению, не имел возможности проверить. Минусами MiSEL являются слабый антишок, большая прожорливость и странноватый порядок проигрывания каталогов (сначала все первого уровня, потом все второго и т.д.). Согласитесь, если альбомы на диске имеют структуру "\sound\Composer\(year) Album Name\CD1\01 track name.mp3", наличие у некоторых альбомов каталогов CD1 и CD2 может внести в порядок проигрывания изрядную путаницу. поскольку в структуре каталогов эти файлы опускаются на один уровень ниже. Насколько мне известно, такой странный порядок проигрывания характерен для всех моделей D-Pro, хотя непонятно, зачем это сделано. Кроме того, минусом MiSEL является разница цен, хотя последнее подешевение миселей уменьшило эту разницу до 20-25 долларов (что, пожалуй, делает эти плееры сопоставимыми). Ситуация, безусловно, может измениться не в пользу Напы, если слухи о перепрошиваемости MiSEL окажутся истиной и D-Pro неожиданно для всех выпустит для него новую прошивку. Но пока что эта информация крутится исключительно на уровне слухов, что само по себе свидетельствует не в пользу ее достоверности.
и DAV316 обусловлены тем, что
Сопоставимые (я бы даже сказал - одинаковые) цены на DAV311 и DAV316 обусловлены тем, что Napa-311 при полном отсутствии тэгов и перемотки внутри дорожки, имеет уникальную возможность воспроизведения VideoCD дисков (фильмов в формате MPEG). Как уже отмечалось выше, плеер этот оказался не слишком долгоиграющей моделью (в автономном режиме он работает часа два, не больше), поэтому производителем он позиционировался на рынке как "компактный стационарный проигрыватель VideoCD, с побочной возможностью воспроизведения mp3". Поэтому пульта на наушниках у него не было, но зато прилагался инфракрасный "ленивчик" для управления воспроизведением с другого конца комнаты. Габариты же у этого плеера обычные - с простой CD плеер (или чуть-чуть покрупнее). Замечу, что в последнее время формат VideoCD оказался вытесненным с рынка более новым форматом - DIVx. Сейчас уже стало почти проблемой найти в продаже VideoCD (в России ;) - ред.). Поэтому плеер можно считать устаревшим вместе с форматом дисков. Впрочем, если у вас дома накоплены залежи VideoCD дисков, эта модель вполне может оказаться для вас весьма привлекательной. Но - исключительно в качестве видеоплеера и стационарного MP3-проигрывателя. В качестве же карманного MP3/CD плеера Napa DAV311 весьма серьезно проигрывает большинству из рассмотренных моделей.
Данный плеер представляет из себя
Данный плеер представляет из себя "переходный этап" между DAV311 и DAV316. Поддержку VideoCD уже убрали, а поддержку тэгов еще не добавили. Ну и мелкие отличия: DAV315 не позволяет делать перемотку внутри трека, не имеет пульта ДУ, не играет файлы, имеющие в имени символ "_" ("подчеркивание"). Внешний вид - неотличим от DAV316. Механика, видимо, такая же, потому что человек, тестировавший по моей просьбе этот плеер, отмечал у DAV315 феноменальный антишок. Время работы от батарей такое же (или почти такое же), как у DAV316. Т.е. 9 часов плеер может проработать с легкостью. Поскольку старые "фишки" (VideoCD) из плеера уже убрали, а новые (тэги) еще не добавили, стоит DAV315 долларов на 10-15 ниже, чем две соседние модели. Но на мой взгляд, 10 долларов - это не та сумма, ради которой можно колебаться, выбирая между моделью, поддерживающей тэги, и моделью, их не поддерживающей.
Второе лирическое отступление. Ситуация на рынке MP3-плееров быстро меняется (и все время в лучшую сторону), что не может не радовать. Некоторые МР3/CD плееры сегодня предоставляют такие возможности, о которых года три назад никто еще и помыслить не мог. MP3/HDD плееры давно перестали быть "черными ящиками" (ни тебе тэгов, ни тебе навигации), а flash-плееры дешевеют за год чуть ли не в два раза, грозя догнать и перегнать по объему МР3/HDD. В свете этого я не строю иллюзий по поводу сохранения нынешней ситуации. При наличии столь заметных недостатков (отсутствие полноценной навигации по каталогам и resume), Napa DAV316 наверняка будет скоро побита. Либо конкуренты постараются отобрать эту нишу, выпустив аналогичную модель, но с возможностью resume, либо рухнет цена и сверху прилетит какая-то из "дорогих" моделей, либо на смену этой модели A-MAX выпустит следующую. Кстати, прошедшее на днях событие - появление в России в продаже модели iRiver-2 - несомненно должно внести свои коррективы в цены на MP3/CD плееры (проще говоря - придавить их).
Будем следить за развитием событий...
Добавлю еще, что данный сравнительный анализ является первым шагом к составлению "сравнительной таблицы МР3/CD плееров". Есть, правда, еще ряд вопросов по ее составлению. Например, прожорливость. Реально определить ее можно лишь протестировав плеер. Потому как в спецификациях часто дают явно завышенные значения (либо рассчитанные на алкалайновые батарейки с емкостью 2000 мАч и битрейт 16 Кбит/с, чтобы диск крутился пореже). В общем, доверять заявленным спецификациям нельзя. А в некоторых случаях, важные характеристики в спецификациях попросту пропущены (т.е. тоже - без тестирования плеера их не раздобыть). Кроме того, по каждому плееру обязательно есть какие-то замечания, которые не уложишь в таблицу (в лучшем случае, придется вводить отдельную графу, в которой у всех плееров кроме одного будут стоять прочерки). Например - неспособность NAPA DAV315 читать файлы с символами подчеркивания или неадекватный порядок воспроизведения каталогов у MiSEL. Вот что с такими параметрами прикажете делать?
Плеер на тестирование предоставлен компанией «Дата Сторэдж»