Что нового появилось за год в Сети по этой теме?
Измеряем качество цифрового звука...
Интересный сайт, посвященный в основном лейму, но содержащий много информации и о мп3 вообще (правда, на английском языке).
Много интересных материалов на русском языке по данной тематике появляется в разделе Мультимедиа на сайте iXBT, например:
Исследование качества кодирования звука разными кодерами
Плюсы и минусы MP3 128 kbps
Плюсы и минусы MP3 256 kbps
Тестирование программных mp3-проигрывателей
Что нового появилось за год в Сети почитать по теме?
Измеряем качество цифрового звука...
Интересный сайт, посвященный в основном лейму, но содержащий много информации и о мп3 вообще (правда, на английском языке).
Много интересных материалов на русском языке по данной тематике появляется в разделе Мультимедиа на сайте iXBT, например:
Исследование качества кодирования звука разными кодерами
Плюсы и минусы MP3 128 kbps
Плюсы и минусы MP3 256 kbps
Тестирование программных mp3-проигрывателей
Что он может
Да собственно все, на что способны MP3/CD второго поколения, независимо от форм-фактора используемых дисков. Поддерживаются как штампованные диски, так и CD-R и CD-RW. Есть поддержка multisession дисков, хотя зачем она нужна при использовании CD-R данного объема, непонятно (все-таки непроизводственные потери объема диска остаются теми же в абсолютных числах, т.е. относительно объема очень вырастают). На диске поддерживается до 256 каталогов, что, опять же, избыточно. Естественно, присутствует возможность навигации по каталогам, причем именно такая, какой ей положено быть в плеере второго поколения, благодаря большому дисплею (Lenoxx, например, по каталогам тоже перемещаться умел, но это было занятием не для слабонервных).
Это о дисках. Теперь форматы музыки. Поддерживаются как AudioCD (что я не проверял, да и не собирался - слишком мал диск для такого использования), так и МР3. По поводу МР3 не все понятно: в одном месте руководства и на коробке сказано о полной поддержке всех битрейтов от 32 до 320 Кбит/с, на другой же странице написано, что нижняя граница - 80 Кбит/с. Кто прав кто виноват я не проверил: все, что в доме нашлось с меньшим, чем 80 Кбит/с битрейтом, оцифровано и с меньшей частотой дискретизации, а сней не все гладко: хотя и написано, что поддерживаются частоты 32, 44 и 48 кГц и они действительно поддерживаются (в принципе), но… об этом позднее. Да и так ли важны битрейты 32-64 Кбит/с? Для книжек этого много (а присущие им 8-16 Кбит/с все равно не поддерживаются, да и немногие их слушают), а для музыки это совсем непригодно. Впрочем, раз в большинстве мест указано 32, значит, будем считать, что нижняя граница именно 32 Кбит/с - так оно и логичнее кроме всего прочего. Естественно, у плеера есть антишок: 10 секунд для AudioCD и 20 секунд для МР3 (при битрейте 128 Кбит/с). Правда, смешно? :) Впрочем, опять же, не все так просто и с этим вопросом, так что разберем его подробнее.
Что такое ACM pro codec (MP3-кодек)?
Формат WAV является метаформатом для данных любого типа. Имеет стандартный заголовок и описания областей данных, которых может быть несколько, способ же кодирования аудиосигнала может быть каким угодно. Вполне могут содержаться данные, к аудио отношения не имеющие.
Каждый метод кодирования, указываемый в заголовке, имеет собственный идентификатор, в соответствии с которым Windows и определяет, установлен ли кодек для работы с данным файлом, и если установлен -- использует его.
Кодеки, индивидуальные для каждого подформата, регистрируются в системе при их установке, после чего становится возможным использовать WAV-файлы, содержащие аудиоданные в форматах, поддерживаемых данными кодеками.
Тем не менее, хотя для MP3 тоже существует по крайней мере один кодек ACM pro codec от FhG IIS, сам по себе формат из-за потерь при кодировании непригоден на роль промежуточного, поэтому в редакторах с WAV-MP3 работать не рекомендуется. Единственным разумным применением данного кодека можно считать декодирование WAV-MP3, либо их кодирование, когда по каким-либо причинам неудобно сделать это из нормального кодера. При установленном кодеке можно применять WAV-MP3 в качестве стандартных звуков Windows.
Помимо оригинального кодека от FhG IIS, позволяющего кодирование только с битрейтом 128kbs и ниже, существуют несколько нелегальных версий кодека, сделанных группой Radium из кода, выкорчеванного из нового 'Продюсера'. Но первая версия этого кодека была нестабильной, и я не вижу оснований для того, чтобы испытывать доверие к более новым версиям. Лучше сделать еще один кодек из Lame.
Что такое Амплитудно-частотная Характеристика (АЧХ)?
Н: Это одни из загадочных циферок (к примеру, 20-20000), которые Вы видите на последней странице в руководстве пользователя. Не обращайте на них особого внимания. :)
П: При рассмотрении АЧХ обратите особое внимание не на нижнюю и верхнюю границы воспроизводимых частот, а на величину неравномерности. Большая величина неравномерности приводит сильному к искажению тембра звучания. Если приведён график, то в первую очередь важно, что бы он был как можно ровней без резких взлетов и провалов. На высоких частотах в провалах звук будет тусклым, не ясным, в подъемах - присутствие раздражающих неприятных шипящих и свистящих призвуков. На низких частотах в провалах звук теряет "насыщенность", а в подъемах возникает ощущение "бубнящего" звучания и "гудения".
В высококачественных звуковых системах неравномерность АЧХ в рабочем диапазоне частот составляет не более +1..-1 дБ. Для компьютерных колонок +10..-10 дБ - вполне приемлемые цифры.
З: Рассмотрим типичную АЧХ дешевой пластмассовой колонки (по оси абсцисс в логарифмическом масштабе отложена частота, по оси ординат - относительная амплитуда):
По нему ясно, что акустическая система имеет наименьшие искажения в полосе частот от 100 до 10 000 Гц. Человеческая речь имеет диапазон от 80 до 10 000 Гц, а, к примеру, диапазон симфонического оркестра от 30 до 20 000 Гц. Отсюда видно, что данная акустическая система пригодна в лучшем случае для прослушивания человеческой речи. Разумеется, это не говорит о том, что музыку, исполняемую симфоническим оркестром, нельзя будет слушать на данной системе. Просто такое звучание будет ненатуральным.
Так как амплитуда сигнала, измеренная в логарифмах, величина относительная, цифру 0 по оси амплитуды можно поставить где угодно. К примеру, в -80 дБ (по отношению к 0 на данном графике). Потом можно гордо писать в паспорте, что акустика имеет диапазон воспроизводимых частот 20-20000 Гц - и это действительно так. Только вот неравномерность +90 дБ будет очень трудно объяснить, поэтому неравномерность в таких случаях просто не указывается!
Что такое DataPlay?
Стандарт DataPlay разрабатывался компанией DataPlay, Co. с 1999 года. Основателями и генеральными спонсорами компании является огромное количество компаний с мировым именем, в том числе Universal Music Group, Toshiba Corporation, Samsung Electronics Co. Ltd., Eastman Kodak Company, Intel Capital, Olympus Optical Company, Ltd., Imation Corporation и многие другие. Целью компании было разработать небольшой, дешевый и емкий носитель информации, пригодный для использования в портативных устройствах.
Впрочем, данные на носителе могут защищаться с помощью патентованного алгоритма ContentKey. Суть в том, что DataPlay нацеливается на выпуск т.н. premastered-DataPlay, то есть на публикацию музыкальных альбомов прямо на DP-диске. Естественно, музыкальные записи, хранящиеся в цифровом формате, будут защищены от копирования с помощью этого алгоритма. Также на диске могут располагаться дополнительные материалы, получить доступ к которым можно будет, лишь заплатив издателям альбома некую дополнительную сумму, ? взамен они пришлют вам код для активации «скрытых» данных.
На сегодняшний день существует два основных недостатка DP-дисков: отсутствие перезаписи (только дозапись, как на мультисессионных CD-R) и высокая цена. Так как записать информацию на DataPlay можно только один раз (производитель называет это формулировкой multisession write-ones), остаётся под вопросом ? составит ли новый формат конкуренцию минидиску. При этом, стоимость одного чистого DataPlay-диска объемом 500 Мбайт составляет около $10. Есть информация, что iRiver обещает выпустить на рынок перезаписываемые диски Data Play в декабре 2002 года, а это может изменить ситуацию. А если DP-диски будут пользоваться спросом, цена на них может упасть.
Что такое DivX и для чего он нужен?
DivX (divx.ctw.cc) - кодек, производящий компрессию/декомпрессию изображения, сжатого в стандарте MPEG-4. В стремлении вытеснить с рынка потокового видео конкурентов (к примеру Apple c его QuickTime) в Microsoft занялись разработкой кодека, позволяющего компрессировать видеопоток в формат MPEG-4. На одном из этапов отладки нового продукта в "массы" была выпущена бета-версия этого кодека, которая после небольших доработок группой хакеров была переименована в DivX-кодек. По "политическим" мотивам Microsoft позже свернула разработки в этом направлении, выпустив только модуль для воспроизведения уже закодированного видео.
При установке DivX производит регистрацию в системе, для того чтобы к нему могли обращаться программы более высокого уровня - плееры.
Рисунок 1. Панель управления: видеокодеки
Что такое FAQ?
FAQ (Frequently Asked Questions) - часто задаваемые вопросы. FAQ по звуку - часто задаваемые вопросы о звуке.
Что такое front-end?
Front-end -- программа, пpедлагающая оконный интерфейс для повышения комфоpтности pаботы с пpогpаммами, его не имеющими. В слyчае MP3 -- с кодеpами, управляемыми из командной стpоки, или yстановленного в системе кодека.
После подачи команды на кодиpование front-end пеpедает введенные паpаметpы собственно кодеpy и ждет завеpшения его pаботы. Этот процесс может сопpовождаться как попытками пpедсказать оставшееся вpемя, так и выводом скромной таблички "Please wait".
В большинстве грабберов обеспечены средства для подключения внешних кодеров, поэтому любой из них может быть использован как front-end. В частности, при установленном ACM pro codec как таковой может быть использован любой граббер, позволяющий выбирать формат сохранения награбленного.
Что такое громкость звука?
Н: Делая громче или тише свой магнитофон или телевизор, мы изменяем громкость с помощью ручки с надписью "громкость".
П: Громкость - это кажущаяся сила звука. Для оценки громкости заумные дяди придумали специальную единицу измерения и назвали её децибел [дБ] (не путать с "децл" и "дебил"). Это - относительная величина, показывающая насколько увеличилась или уменьшилась громкость звука. Если принять за ноль еле слышимые звуки, то можно привести такую таблицу:
Громкость звука | Уровень громкости, дБ |
Граница слуха | 0 |
Шепот | 20 |
Разговорная речь | 50 |
Шум улицы | 80 |
Взлёт самолёта | 120 |
З: Кажущуюся громкость звука оценивают её уровнем:
[дБ]. Согласно психо-физическому закону Вебера-Фехнера, эта величина для человека прямо пропорциональна субъективному ощущению изменения громкости. Где - интенсивность звука, - плотность, a - скорость звука. Но чаще измеряют уровень громкости через звуковое давление: . L < 0 означает ослабление звука, L > 0 - его усиление.Что такое лейм?
LAME (читается как "лейм") - это проект по созданию программного кодера mp3, основанный на принципах открытых исходных кодов. Название проекта расшифровывается как "Lame Ain't a Mpeg Encoder", что означает "лейм - это не MPEG кодер".
Весь его код пишет группа програмистов-энтузиастов. За основу был взят свободно распространяемый в качестве приложения к стандарту MPEG демонстрационный код от ISO. Кодер динамично совершенствуется: новые версии выходят практически каждый день.
На мой взгляд, лейм заслуживает большего признания. Это отличный кодер, который имеет огромное количество настроек, позволяющих кодировать на любой вкус. Лейм поддерживает VBR, кодирование на битрейтах до 320 кб/с включительно, выбор режима кодирования стереосигнала, выбор частот среза фильтров ВЧ и НЧ и многое другое. Качество кодирования на высоких битрейтах всеми признано лучшим.
Чтобы обойти лицензионные ограничения автора стандарта MPEG Layer 3 и владельца патентов Fraunhofer IIS, лейм официально распространяют только в виде патча (исправление или замена нескольких файлов) для оригинального кода mp3 кодера от ISO. В соответствии с этими ограничениями автор или распространитель программ для работы с mp3 должен платить лицензионные отчисления вне зависимости от того, продается ли эта программа или распространяется свободно. Заявляя о нарушении своих прав, Fraunhofer добилась закрытия ряда интересных проектов в области mp3, например проигрывателя NAD, кодера mpegEnc.
Официальный сайт проекта LAME - lame.sourceforge.net.
Практически весь исходный код ISO подвергся доработке, поэтому для компиляции и сборки работающей версии лейма достаточно его исходных текстов. Учтите, на официальной странице нет готовых программ (чтобы Fraunhofer не могла придраться). О том, где их найти, вы узнаете в одном из следующих подразделов.
Лейм не имеет графической оболочки и управляется из командной строки. Где найти графические оболочки, созданные специально для этой программы, будет сказано ниже. Некоторые программы (например, для копирования музыки с аудиокомпакт-дисков) имеют возможность подключения внешнего mp3 кодера, в частности LAME. Список таких программ приведен на сайте лейма.
MP3 -- сокращение от MPEG Layer3. Это один из потоковых форматов хранения и передачи аудиосигнала в цифровой форме, разработанный Fraunhofer IIS и THOMSON, позднее утвержденный как часть стандартов сжатого видео и аудио MPEG1 и MPEG2. Данная схема является наиболее сложной схемой семейства MPEG Layer 1/2/3. Она требует наибольших затрат машинного времени для кодирования по сравнению с двумя другими и обеспечивает более высокое качество кодирования. Используется главным образом для передачи аудио в реальном времени по сетевым каналам и для кодирования CD Audio. Полные спецификации формата доступны на сайте www.mp3tech.org.
Что такое шумы (SNR)?
Н: Шумы - это когда пш-ш-ш-ш-ш, и это плохо. Чем меньше пш-ш-ш-ш-ш, тем лучше.
П: Шумы можно представить как некий случайный звуковой сигнал малой громкости, который примешан к основному (изначальному) сигналу.
Отношение сигнал/шум (SNR) показывает превышение уровня сигнала над уровнем шума. Шумы можно также разложить по частотам. В области средних частот шумы наиболее заметны на слух. Наименее неприятен шум, равномерно распределенный по всем частотам (белый шум).
Человек имеет от природы способность отфильтровывать сигнал от шумов, поэтому шумы не так неприятны для восприятия, как искажения (см. THD). Отношение сигнал/шум (SNR) измеряется в дБ.
З: Для показателя SNR можно привести следующую ориентировочную табличку:
10-20дБ | Абонентская радио-точка, телефон |
20-50 дБ | Колоночки для плеера |
50-60 дБ | Переносные радиоприёмники, 8 битные звуковые карты |
60-80 дБ | Hi-Fi аппаратура |
80-100 дБ | Студийная и Hi-End аппаратура |
Существует некоторое разночтение в понятии сигнал/шум. Фирмы производители любят указывать вместо SNR немного другой показатель, а именно - уровень шумов при отсутствии сигнала (Zero Signal Noise). Чем плохо такое измерение? А тем, что производителям достаточно легко реализовать внутри аппаратуры так называемый "гейт". Скажем, при уровне входного сигнала -80 дБ сработает выключатель, и уровень шумов падает до фантастических величин, на гране реальности. Отсюда все заявления о 96-97 дБ SNR в дешевой аппаратуре. На поверку, при подаче сигнала с небольшим уровнем, эти характеристики резко падают, становясь хуже на 20 дБ (а то и все 30!).
Что такое тембр звука?
Н: То, чем отличается в Вашем любимом сериале голос Хуаниты, от ее злобной соперницы Канчиты.
П: Возьмем звук одинаковой высоты, сыгранный на двух разных музыкальных инструментах - на трубе и на фортепиано. На слух он будет отличаться по ряду характерных признаков. Их совокупность называется тембром.
Давайте вспомним наши ощущения при вращении ручки "громкость" на аудио аппаратуре. С изменением громкости субъективно меняется тембр. На советской аппаратуре была кнопка "тон корректор". Она выправляла ощущение громкости звуков разной частоты, в соответствии с психо-физическими особенностями восприятия.
В жизни мы часто сталкиваемся с понятием регулятор тембра, в том числе эквалайзер. Этот термин имеет немного другой смысл. Регулятор тембра и эквалайзер раздельно регулируют громкость различных частотных составляющих звука.
З: Рассмотрим фрагменты графиков записей двух музыкальных инструментов - трубы и фортепиано:
Они были получены перезаписью через кодек ноты ля первой октавы в WAV редакторе. Воспроизведением занималась звуковая карта SoundBlaster Live! со стандартным 8 МБ банком памяти (GM-инструмент №56 Trumpet и GM-инструмент №0 Acoustic Grand Piano). Период основного колебания характеризует высоту звука, а вид определяет тембральную окраску.
Что такое THD?
Н: Страшная аббревиатура, которой Вас хотят запутать. Но не пугайтесь, это всего лишь цифры. И если Вы действительно не испугались, наслаждайтесь звуком (или тем, что от него осталось при указанных в паспорте THD).
П: Это оценка нелинейных искажений. THD - это довольно осредненный показатель, который не определяет однозначно качество звучания, т.е. аппаратура даже с одним и тем же значением THD может звучать по-разному. Аббревиатура Hi-Fi (высокая верность) подразумевает: чем меньше искажений, тем лучше звучание. Требования по THD в Hi-Fi системах: не более 1,5% (на частоте 1000 Гц).
З: Это некий интегральный показатель, который характеризует нелинейные искажения для данной системы. Для акустических систем характерно применение фильтра для измеряемого сигнала, при подачи тестового сигнала (обычно синусоида частотой 1 кГц), с целью измерения всех дополнительных гармоник, возникающих из-за нелинейности системы. Обычно измеряют мощность второй и третьей гармоник, как вносящих наиболее существенный вклад. Для перевода из процентов в децибелы используют следующую формулу:
X [дБ] = 20 log (X [%] / 100)
Что такое высота звука?
Н: Высокий звук это когда поют птички: пи-пи-пи-пи-пи. Звук средней высоты это разговор людей: ла-ла-ла-ла-а. Низкий звук это когда рычит медведь: рэ-э-э-ы-ы.
П: К примеру, если дернуть за струну на гитаре, она начнет колебаться и колебать окружающий ее воздух. Чем больше число колебаний, тем выше звук. Количество этих колебаний в секунду, называют частотой и измеряют в Герцах [Гц].
З: Взглянем на график колебания во временнОй области - U(t). Наибольшее среднее значение напряжения - это амплитуда сигнала, A. Временной диапазон между двумя соседними колебаниями носит название периода (Т). Величина, обратная периоду, называется частотой:
.область слышимых частот
инфразвук
ультразвук
Что такое звук?
Н: Звук - это всё то, что мы слышим ушами.
П: Звук - это невидимые глазом волны, которые распространяются в воздухе, чаще всего из-за того, что где-то происходят колебания. С помощью нервных окончаний в нашем ухе мы их и слышим.
З: Звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. При распространении имеют конечную скорость, характеризующую сжимаемость среды. Скорость распространения малых возмущений в общем случае равна:
. Для адиабатических и изоэнтропических процессов , где k - показатель адиабаты. В каждом элементарном объёме при этом происходит колебание избыточного давления. Энергия звуковой волны характеризуется акустическим давлением и интенсивностью звука. Звуковым волнам присущи все волновые свойства. Это выражается, например, в возникновении явлений интерференции и дифракции при их распространении.Что у нас новенького?
Мельком посмотрим на коробку изделия:
В первую очередь в глаза бросаются красные магические знаки 5.1. С другой стороны, сулит новые комфортные ощущения пульт ДУ, спрятавшийся у правого края картинки. А в остальном - дизайн коробки полностью соответствует предыдущей карте Creative из той же серии, SBLive! Platinum.
Для тех, кто ещё не догадался, что означают приписанные загадочные цифры 5.1 в названии, поясняю. Это такой последний писк моды в звуковых
картах, от ведущих кутюрье в области мультимедиа - снабжать свои
изделия шестью аналоговыми линейными выходами, для возможности
воспроизведения раскодированного на 6 каналов звукового
сопровождения в играх, DVD-фильмах и даже для воспроизведения многоканальных музыкальных композиций (файлы с расширением AC3).
Другим существенным нововведением является улучшенный модуль для 5-ти дюймового отсека Live! Drive IR:
Таким образом, с передней панели компьютера становятся доступны:
две пары цифровых интерфейсов (RCA и оптические входы и выходы)
регулируемый выход на наушники (5-ти мм jack)
совмещённый регулируемый микрофонный/линейный вход (5-ти мм jack)
линейный вход 2 для записи с бытовой аппаратуры (отдельные левый и правый RCA разъёмы)
MIDI интерфейс, вход и выход (разъём PS/2, в комплекте идут переходники на стандартный 5-ти штырьковый DIN)
Последние же буквы в названии модуля, IR, означают infra red, подсказывая нам, что появилась поддержка пульта дистанционного управления на инфракрасных лучах. В самом деле - карта не из дешевых, и наличие пульта выглядит не как излишество, а как логичное усовершенствование и дополнение к её многочисленным возможностям.
А высокую цену немного скрашивает продуманная до мелочей комплектация платы:
сама PCI плата с пластмассовыми разъёмами (с немного странной маркировкой SB0060)
интерфейсный модуль Live! Drive IR, для установки в 5-ти дюймовый отсек
задняя панелька c разъемом Digital Din, для соединения с мультимедийными наборами акустики от той же фирмы
два соединительных шлейфа с нестандартными 40-контактными колодками
тонкий оптический пластмассовый проводок Toslink интерфейса, на одном из концов имеющий миниджековое исполнение (таким универсальным разъёмом - и цифровым и аналоговым интерфейсом "всё в одном" - комплектуются некоторые Mini-disk плееры, видимо, для экономии места и из соображений практичности)
CD-audio и CD-digital шнурки для соединения с приводом CD-ROM
два проводка-переходника с PS/2 на MIDI для Live!Drive IR панели
конденсаторный микрофон от Creative с переходником миниджек->джек
пакетик с крепёжными болтиками
печатное руководство для пользователя на нескольких языках, включая русский
каталог игр, поддерживающих фирменную EAX технологию
набор дисков:
компакт диск с драйверами и утилитами (включая PlayCenter 2.0 и специальную версию Live!Ware 3.0);
компакт диск с приложениями (наиболее интересные из них - это цветомузыка Lava! 2.5, PixMaker Creative Edition для создания фотопанорам и программа для лайв-диджеинга Mixman Studio 3.2);
пакет программ для работы со звуком от Steinberg: облегчённый audio&midi секвенсор Cubasis VST for Creative, wav-редактор WaveLab Lite, loop-редактор ReCycle Lite (все три размещены на одном компакт диске);
а так же две игрушки: MDK2 и Rollcage.
Такая традиционная тщательность в комплектации Creative-ом своих топ-моделей не может не радовать. Купив этот набор, теоретически можно сразу приступать к любой деятельности - будь то развлечения или работа со звуком в небольшой домашней музыкальной студии.
Что в итоге?
Сравнивая F60 с лидерами рынка, я могу отметить высокую функциональную наполненность этого аппарата.
Ну, и напоследок, о грустном. Во многих европейских онлайновых магазинах цены на этот аппарат варьируются от 250 американских долларов до 320 евро. Я его купил за 130 долларов, чему весьма рад. Плюс еще 100 долларов потратил на две 128-мегабайтных "музыкарточки". Теперь пять часов музыки приемлемого качества мне обеспечены. А когда закончит звучать последний файл, всегда можно включить приемник…
Что же делать владельцам Live! предыдущих поколений?Меня, пользователя Sound Blaster Live! CT4830 OEM, такое положение вещей совсем не устраивало. Если все карты основаны на одном и том же звуковом процессоре EMU10K1, то зачем покупать новую модель на том же самом чипе? Ведь ограничение возможностей карты чисто программное. В свое время я обнаружил, что данные, специфичные для каждой конкретной модели Live!, хранятся в небольшой 8-выводной микросхеме ППЗУ (EEPROM 93c46). Эта микросхема является электрически стираемым программируемым ПЗУ с последовательным доступом и организацией данных 64 бит х 16, т.е. общей емкостью 128 байт. На картах Live! эта микросхема расположена между чипом EMU10K1 и боковым торцом платы, как показано красным кружком на рисунке. В этой микросхеме хранится вся необходимая для функционирования PCI-устройства информация, включая идентификаторы производителя, класс и подкласс устройства. Программное обеспечение Live!Ware различает модели карт Live! по информации, хранящейся именно в этой микросхеме. Для того чтобы "обмануть" Live!Ware и обеспечить поддержку 5.1-систем на старых моделях Live!, нужно перепрограммировать эту микросхему. К сожалению, потребуется отпаять ее с платы (по крайней мере, способ чисто программного апгрейда пока никому не известен). Ниже приведено содержимое EEPROM 93c46 для карты Sound Blaster Live! CT4830 OEM. Попробуем его расшифровать. Мне очень помогла утилита WPCREDIT, позволяющая просматривать параметры PCI-устройств, установленных в системе. Как выяснилось, плата Live! представляет собой два устройства: аудиоконтроллер и устройство ввода (джойстик). 00h: (слово 16 бит). Назначение неизвестно. Должно быть равно 0003h. 02h: (байт 8 бит). Подкласс (Sub class) устройства. Равен 01h (аудиоконтроллер). 03h: (байт 8 бит). Базовый класс (Base class) устройства. Равен 04h (мультимедиа-контроллер). 04h: (слово 16 бит). Идентификатор производителя подсистемы (Subsystem vendor ID). Равен 1102h (Creative). 06h: (слово 16 бит). Идентификатор подсистемы (Subsystem ID).
Что же интересного находится внутри у YMF754?Аудио чип YMF754 (внутрифирменное название DS-1E) представляет из себя высокопроизводительный аудио контроллер (в терминах стандарта AC'97) для шины PCI. Чип структурно состоит он из двух раздельных функциональных блоков - PCI Audio и Legacy Audio (такая схема характерна для всей линейки 7х4): Блок PCI Audio обеспечивает 64-голосую полифонию для аппаратного XG wavetable синтезатора (банк, кстати, тот же самый, как и во всей серии 7x4, то есть около 2 МБ объёмом, распаковываемый на лету в 6 МБ) и эффектов (reverb, chorus, variation), реализованных софтовым путём через драйвера. Этот же блок обеспечивает DirectSound акселерацию. Legacy Audio блок занимается поддержкой различных вспомогательных функций. Таких как: FM синтезатор, совместимость с Sound Blaster Pro, поддержка работы MIDI порта (MPU401) и джойстика. Все эти функции поддерживаются в "чистом DOS-е" по уверению Ямахи без нужды в каких либо драйверах. YMF754 спроектирован в полном соответствии с Intel-овским стандартом AC'97. Таким образом, он соединяется с AC'97 кодеками по шине AC-Link, и позволяет применять различные варианты для компоновки плат - как с одним стерео выходом, так и с двумя (на фронтальные и на тыловые колонки). Специально для тех, кто уже начал засыпать от обилие непонятных значков и ссылок на спецификации, перевожу на русский разговорный. Не надо потом спрашивать в конференциях: "А как же звучит этот 754 чип? Круче чем какой-либо другой (724/744, Vortex или EMU10K) или не круче?" Ответ скрыт в предыдущем абзаце и выглядит обескураживающе. Не один из этих чипов не умеет воспроизводить музыку и влияет на качество воспроизведения опосредованно (его задача лишь не испоганить звук изначально в цифре). Дело в том, что последние года три все новые звуковые чипы отделены от преобразователей (АЦП и ЦАП) цифровой шиной AC-Link: Так что вопрос о сравнении качества звучания, скажем, Live! vs. Vortex2 в общем случае можно перефразировать следующим образом: "Что звучит лучше - SigmaTel или SigmaTel?" :) Более серьёзные исследования влияния на качество звучания различных элементов цифро-аналоговой цепочки карты, с привлечением точных количественных измерений подобного влияния, будут затронуты в одной из моих ближайших статей. Конкретно 744 и 754 поддерживают либо один стерео кодек, либо 2 стерео-кодека, либо один четырёх-канальный кодек (как на данной плате). То есть 6-колоночная плата на 7х4 невозможна впринципе. Кстати, частота шины AC-link по стандарту AC'97 фиксирована на 48 кГц. Так что обычно все сигналы разных частот (22 кГц, 32 кГц, 44,1 кГц и т.п.) на выходе чипа преобразуются в единую частоту 48 кГц. Эта частота была выбрана фирмой Intel при разработке спецификации с ориентацией на DVD. На ней же работают все AC'97 кодеки. Теоретически, по 48 кГц передать 44,1 кГц без передискретизации проблем не составляет (со слов узких спецов в этом деле, такой режим предусмотрен у некоторых относительно дорогих приёмо-передатчиков). Достаточно поставить буфер на приёмной части и передавать 44,1 с большей скоростью, а потом, в кодеке, тактующим сигнал от своей частоты, производить сборку сигнала. Однако в копеечных звуковых платах так не поступают. Ибо проинтерполировав один раз с приличной математикой на современных DSP, стоящих в аудио-контроллерах, и подмешав псевдо-шумы, можно добиться достаточно неплохого результата, не слишком различимого на слух даже на средней Hi-Fi аппаратуре (не говоря о пластмассовых чебурашках, которых я так люблю). Для семи наиболее популярных частот, являющихся производными от 44,1 и 48, AC'97 настоятельно рекомендует иметь подобный пересчёт (даже аббревиатура такая есть специальная, SRC - sample rate converting) аппаратно, на уровне пары аудио чип/аудио кодек. Давайте заодно рассмотрим, как устроен современный кодек и что он позволяет подключать к себе внутри и снаружи компьютера: Как мы видим, все аналоговые выходы и входы замыкаются на кодеке. То есть кодек в первую очередь и определяет звучание карты (что и требовалось доказать). Что касается цифровых выходов (как электрических RCA S/PDIF, так и оптических Toslink), то, несмотря на приведённую Intel-овскую схему, обычно отвод идёт непосредственно от аудио контроллера, то бишь звукового чипа. Вот и в этом случае, сигнал снимается с 77-й ноги YMF754 и уходит в место под разъём. К сожалению, данная модификация платы его не имеет. Я попробовал аккуратно впаяться сам (на самом деле там должен находиться оптический выход), но присоединённая таким экстравагантным образом SBLive!4830 сигнал не увидела, как это не печально. Не исключаю, что не помешало бы наличие какой-нибудь согласующей микрухи с обвязкой, но это уже сложнее и сути дела для рядового человека не меняет... Отсюда делаем вывод: надёжнее купить-таки плату с заводским способом изготовленным цифровым выходом. Однако, вернёмся к нашему YMF754. Чем же он лучше своего предшественника электрически? Как и 744, он поддерживает потребительский стандарт IEC958 цифрового интерфейса SPDIF. В отличие же от чипа YMF744B (DS-1S), 754-й поддерживает прямую запись с SPDIF In, и в то же время не занимает ресурсы SPDIF In при работе Zoomed Video Port. А также, Yamaha декларирует разительную разницу в энергопотреблении. Оказывается, 754-й потребляет много меньше энергии даже при обычных операциях, не говоря уже о режиме Standby. Наверное это круто, но заметить или проверить такую информацию довольно сложно. :) DS-1E поддерживает PC/PCI и D-DMA протоколы для эмуляции DMA в стиле SB Pro на шине PCI. А также поддерживается старая система прерываний, использующих шину ISA и стандартный протокол Serialized IRQ. Что сулит нам опять таки поддержку всех игр в голом DOS-е и говорит нам о том, что чип разрабатывался года 3-4 назад, когда это было очень актуально. Но я, лично, играть в чистом ДОС-е не советую, ибо, если уж на то пошло, в Windows-е, в DOS-окне, можно использовать намного приятнее звучащий встроенный в карту XG MIDI-синтезатор, (если, конечно, в игре присутствует опция General MIDI). Что же из этого следует?У Creative получился отличный плеер. Возможно, это как раз тот идеал, о котором мечтали после выхода самого первого МР3-плеера. И влияние на рынок он окажет несомненно. Скорее всего, в небытие уйдут "тяжелые" модели чистых МР3-плееров на флэше: зачем покупать Lyra с 64 Мбайтами памяти за 200 долларов если можно купить Jukebox с 6 Гбайтами за 500? Возможно даже, что рынок флэшовых плееров вообще сожмется до почти незаметного состояния: "легкие" модели гораздо выгоднее встраивать в разное оборудование типа сотовых телефонов, чем возиться с ними отдельно (себестоимость "легкого" плеера на базе ММС составляет порядка 10-15 долларов, а корпус и прочее, что не нужно при встроенном исполнении эту сумму почти удваивают). MP3/CD тоже придется крайне туго: для нормальной конкуренции им придется научиться поддерживать весь спектр битрейтов и частот дискретизации и при этом стоить не больше 150 долларов (чтобы окупить меньшее удобство использования, нерасширяемость и восприимчивость к внешним условиям). Впрочем, у них есть лазейка: нужно поголовно научиться работать с VideoCD, а лучше с DVD-дисками - в таком случае прогноз для данных устройство будет более благоприятным. МР3-плееры на базе различных сменных носителей, по-видимому, отправятся в небытие, так и не успев развиться. Вполне возможно, что их попутчиками станут и MD-плееры ;) Но это все лирика. На самом деле, как бы то ни было, но плеер действительно очень хороший. Даже, скорее всего, лучший из того, что я видел, а видел я их достаточно много. Даже неплохо, что пока его нет в продаже: есть время на то, чтобы подкопить денег на покупку - 500 долларов не 700, но сумма все-таки приличная. ЧувствительностьЧувствительность ? один из параметров, указываемых производителем в характеристике акустических систем. Величина характеризует интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах (дБ) относительно порога слышимости (нулевой уровень звукового давления равен 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение уровень характеристической чувствительности (SPL, Sound Pressure Level). При этом для краткости в графе с единицами измерений указывается дБ/Вт*м либо дБ/Вт^1/2*м. При этом важно понимать, что чувствительность не является линейным коэффициентом пропорциональности между уровнем звукового давления, мощностью сигнала и расстоянием до источника. Многие фирмы указывают характеристики чувствительности динамических головок, измеренные при нестандартных условиях. Чувствительность ? характеристика, более важная при проектировании собственных акустических систем. Если вы не осознаете до конца, что означает этот параметр, то при выборе мультимедийной акустики для PC можно не обращать на чувствительность особого внимания (благо указывается она не часто). Цифровой аудио акселераторВозможности: Запись/воспроизведение с точностью 8 или 16 бит Частота квантования от 8 до 48 КГц Вся обработка 32 битная Запись/воспроизведение с аналоговых и цифровых входов/выходов Аппаратный полный дуплекс (одновременная запись и воспроизведение) Поддержка до 32-х одновременных аудио сессий с аппаратным 32 битным микшированием К сожалению, фирма Creative пока нигде не описывает параметры использованных АЦП/ЦАП. Субъективно на слух воспроизведение очень хорошее, без шумов, звук прозрачный, не пластмассовый. Запись тоже вполне пристойная, но звук мне показался несколько жестковатым. Проблема некоторой неуверенности во входных преобразователях решается установкой внешнего АЦП, например Midiman Flying Calf A/D (20 bit 128 oversapling) стоимостью менее 200 долларов. При этом мы полностью избавляемся от возможных помех внутри корпуса компьютера, т.к. в компьютер у нас идет только цифра (S/PDIF) и получаем отличный 20-ти битный входной тракт за приемлемые деньги. Для домашней компьютерной студии главное хорошо оцифровать, дальше вся работа происходит в цифре и на выходе - записанный компакт, опять же цифровой, а для мониторинга аналоговые выходы SB Live! вполне пригодны. Также хочу отметить еще один небольшой недостаток SB Live! - цифровой выход только 48 КГц, но мне кажется это не очень существенно. Цифровой RCA-выход (карта и плеер в режиме 16-бит, 48 кГц)
Цифровой выходВ качестве приёмника сигнала использовалась карта Lynx Two, которая показала на встроенном частотомере: отсутствие всяких передискретизаций цифрового сигнала; соответствие частот S/PDIF интефрейса номиналу. Оба эти важных параметра, зачастую, является недостижимыми для мультимедийно-игровых звуковых карт. Исключение составляют карты на Envy24/HT, класса M-Audio Revolution. Впрочем стоят они немного больше, а вот для работы со звуком годятся намного меньше. Режим работы: 16 бит 44,1 кГц
Общая оценка: Отлично (Подробный отчёт) Что интересно: карта передаёт сигнал без намёка на ошибки и искажения от цифровых преобразований, а спектр переданного сигнала не равен спектру исходного. К счастью, изменения в цифровом сигнале настолько малы и носят судя по всем характер повторного дизеринга при микшировании аппаратных каналов внутри Envy24HT-S. Так что уменьшение динамического диапазона на 1 дБ вряд ли можно услышать на звуковой аппаратуре разумной ценовой категории. Поддержка передачи сигнала 24 бит 96 кГц выполнена также на высочайшем уровне.
Общая оценка: Отлично (Подробный отчёт) И всё же Lynx Two немного превосходит по цифре Maya44, показывая -149.2 дБ в тесте уровня шума и 133.3 дБ динамического диапазона (либо это следствие более аккуратного DSP, либо пресловутый джиттер трансивера-ресивера, что, впрочем, не меняет сути дела). Показательна разница в цене между картами, составляющая более чем $1000. :) Однако не стоит забывать, что Lynx имеет встроенную термокомпенсацию и автокалибровку частоты кварца, а также дополнительные BNC-разъёмы для выдачи/приёма клокинга и LTC-сигналов, нужные для синхронизации с другим оборудованием. Карта же Maya44 MKII представляет собой сбалансированное законченное устройство, сразу готовое к работе в бюджетной студии или в каких-то выездных условиях. В качестве приёмника сигнала использовалась карта Lynx Two, которая показала на встроенном частотомере соответствие 44100 Гц номиналу, что, зачастую, является слишком большой роскошью для мультимедийных звуковых карт. Режим работы: 16 бит 44 кГц
Подробный отчет о тестировании цифрового выхода карты в режиме 16 бит 44 кГц смотрите здесь. Тесты цифрового выхода говорят о том, что передача информации с побитной точностью возможна только в режиме 24 бит 96 кГц и только для данных 24 бит 96 кГц, когда сигнал идёт в обход алгоритмов DSP. Посему, рекомендуется использовать программный пересчёт частоты семплирования (SSRC). Режим работы: 16 бит 44 кГц
Общая оценка: Очень хорошо На спектрограмме THD в режиме 44 кГц видно, что сигнал передается с искажениями Подробный отчет о тестировании цифрового выхода карты в режиме 16 бит 44 кГц смотрите здесь. Режим работы: 16 бит 48 кГц
Общая оценка: Отлично Спектрограмма THD в режиме 48 кГц демонструрет уже чуть лучший результат Подробный отчет о тестировании цифрового выхода карты в режиме 16 бит 48 кГц смотрите здесь. Режим работы: 24 бит 96 кГц
Общая оценка: Отлично К счастью, в режиме 24 бит 96 кГц сигнал передаётся бит в бит Подробный отчет о тестировании цифрового выхода карты в режиме 24 бит 96 кГц смотрите здесь. Режим работы: 16 бит 44 кГц
О качестве цифрового тракта вы можете судить по приведенным ниже спектрограммам. Имеются проблемы с тем, что вывод сигнала 44,1 кГц происходит в фиксированном формате 48 кГц. Рекомендуется использовать SSRC плагин.
Подробный отчет о тестировании цифрового выхода в режиме 16 бит 44 кГц смотрите здесь. Режим работы: 16 бит 44 кГц
Спектрограммы IMD (SMPTE) цифрого выхода: тот самый джиттер ? не такой уж он и страшный Подробный отчет о тестировании цифрового выхода карты в режиме 16 бит 44 кГц смотрите здесь. Цифровые интерфейсыИзмерения проводились соединением цифрового входа и выхода с помощью комплектного провода. В реальности результаты будут немного похуже, так как в игру вступит рассинхронизация источника и приёмника. Вообще, оптическое соединение ? это бытовой вариант формата S/PDIF для «горячего» подключения устройств, так что интерфейс Toslink вряд ли будет узким местом по качеству. Режим работы: 16 бит 44 кГц
В отличие от мультимедийных карт стандарта AC'97, цифровой интерфейс карт на Envy24/Envy24HT свободен от проблем передискретизации всего и вся в фиксированную частоту 48 кГц, что наглядно демонстрируют результаты тестов ? информация передаётся практически бит-в-бит. Подробный отчет о тестировании цифрового интерфейса карты в режиме 16 бит 44 кГц смотрите здесь. Цифровые интерфейсы звуковой карты DMX от TerratecНебольшая немецкая фирма TerraTec основана группой немецких же товарищей, исполнившихся в начале 90-х годов убеждения в том, что прогнило что-то в молодом королевстве компьютерного аудио. Действительно, прогнило там абсолютно все, благодаря чему всеми нами любимый РС не мог служить платформой для домашней студией звукозаписи. Оказавшись заложниками идей сингапурской фирмы Creative Labs. другие разработчики плодили простейшие аудиоустройства, возможности которых в равной степени тормозили развитие игр, домашней звукозаписи и музыкального творчества, что давало обильную фору в руки производителей игровых приставок, минидиск-рекордеров и музыкальных "самоиграек". К середине 90х появились компьютерные устройства, способные эффективно решать такие задачи, однако узкая специализация устройств нового поколения делала покупку любого из них неудобной с точки зрения разносторонних товарищей. И вот в 1997 г. мы познакомились с картой EWS 64. адресованной именно таким людям. Конечно, возможности этого устройства уступали таковым у специализированных интерфейсных карт вроде ZA-2 фирмы Zefiro Acoustics или MultiWave Pro фирмы AdB, однако немецкая карта снабжалась Direct Sound-совместимыми драйверами и являлась при этом неплохим музыкальным инструментом. В результате о вышеупомянутых картах все забыли, а EWS 64 продается до сих пор, причем, что удивительно, по той же цене. Главное же в том, что EWS 64 послужила платформой для создания целого парка аудиоустройств, таких, как EWS 64 XXL (очень продвинутый музыкальный инструмент) или EWS 88 МТ (очень продвинутое средство для звукозаписи), великолепно продающихся по весьма высоким ценам несмотря на конкуренцию со стороны Guillemot, Turtele Beach и Yamaha. В последние годы спектр выпускаемых фирмой Terratec изделий расширился за счет ряда уникальных в своем роде "примочек", не имеющих аналогов на рынке. Таков, например, фонкорректор, предназначенный специально для тех, кто желает сохранить для истории свои записи на "виниле", сведя их на компакты при помощи компьютера и CD-рекордера. Фонкорректор, рассчитанный на работу с головками типа ММ, заключен в миниатюрную коробочку, помещающуюся в карман рубашки. Фирма опрометчиво заявляет, что качество корректора много выше, чем у его "коллег", встроенных в полные усилители среднего класса. Для таких заявлений нет оснований, ибо изделие собрано явно на микросхемах, а питание получает от игрового порта практически любой массовой звуковой карты, то есть подключается вместо джойстика, а для подключения последнего предусмотрено ответвление на кабеле с дополнительным гнездом. Корректор не имеет АЦП и цифрового выхода, поэтому к карте его предлагается подключать штеккером типа "мини-джек", что плохо. В то же время радует то, что "винил" не забыт, и ценится даже в мире "хакеров" и "ламеров". На фото изображен корректор, состыкованный с дешевой вертушкой соответствующими по классу проводами и картой TerraTec DMX. Вот ее то, родную, мы и обсудим. Цифровые ревербераторыВсе современные цифровые устройства получения реверберации можно условно разделить на несколько типов в зависимости от технологии, качества и области применения. Самую простую и непритязательную группу составляют устройства реверберации, применяемые в мультимедийных звуковых картах типа Diamond Monster MX300 на чипе Vortex2 или простеньких электронных «самоиграйках» от Casio и Yamaha. Обычно, в данном случае, можно управлять лишь глубиной эффекта, другие управляемые параметры отсутствуют. Профессиональные и полупрофессиональные звуковые карты, музыкальные инструменты и звуковые модули, как правило, имеют на борту неплохие процессоры эффектов, в которых можно выбирать тип реверберации и управлять ее параметрами. Кроме общих системных эффектов (реверберации, хоруса), имеется по крайней мере ещё один назначаемый блок эффектов, для которого среди прочих эффектов всегда найдется парочка-троечка дополнительных типов реверберации. Считается, что наибольшим качеством и гибкостью обладают отдельные модульные процессоры эффектов. Среди них есть хорошие универсальные, для которых реверберация ? один из множества доступных эффектов (Boss VF-1, Zoom RFX1000), и специализированные студийные ревербераторы (Sony DRE-S77, Yamaha REV500). В последнее время широкое распространение получили чисто программные имитаторы эффектов. Реверберацией реального времени обладают программные сэмплеры и синтезаторы. В отличие от аппаратных аналогов, которые работают в любых условиях, при использовании софтовых эффектов стоит помнить об ограниченных ресурсах (мощности) компьютера. Чрезвычайной гибкостью и хорошим качеством отличаются имитаторы, работающие не в режиме реального времени. Например, в популярном аудиоредакторе Cool Edit Pro можно обнаружить ревербератор, моделирующий всевозможные помещения с кучей сопутствующих настроек: |
Creative D.A.P. Jukebox - шаг на пути к идеальному цифровому плееруПоследние полгода самое пристальное внимание большинства интересующихся портативной техникой было приковано к рынку MP3/CD плееров. Спору нет, данные устройства обладают немалой привлекательностью: поддержка обычных аудио компактов, наличие на рынке недорогих готовых дисков с МР3-файлами (ценой порядка 2-2.5 доллара), значительно упавшие цены на устройства записи CD и на сами болванки - все это делало MP3/CD потенциальными фаворитами рынка, позволяя им конкурировать как с уже привычными МР3-плеерами на базе флэш-памяти, так и с обычными аудиоплеерами (дисковыми, минидисковыми и даже кассетными). Однако пока MP3/CD страдают немалым количеством "детских болезней", которые в значительной степени мешают наслаждаться их преимуществами. А пока суд да дело, в тайных лабораториях Creative было выковано "оружие победы", способное в корне изменить всю ситуацию на плеерном рынке - Creative D.A.P. Jukebox. Нельзя сказать, чтобы основные принципы работы данного устройства были принципиально новыми: первый плеер, использующий для хранения данных портативный винчестер, был анонсирован еще в прошлом году (практически одновременно с началом выпуска флэшовых моделей). Вот уже несколько месяцев в мире (да и у нас в стране) с относительным успехом продается Personal JukeBox 100 производства компании HangGo (о котором я уже писал пару месяцев назад). Однако последний имеет массу недостатков и, при этом, очень высокую цену, что мешает ему конкурировать с теми же самыми MP3/CD. Модель же от Creative является в этом плане огромным шагом вперед. Пока данный плеер не продается в России (Creative, вообще говоря, придерживается странной политики в отношении нашей страны в плане своих плееров), да и в Европе продажи только только начинаются. Однако один экземпляр Jukebox в начале осени таки проявился в Москве. Естественно, удержаться от желания его потестировать я не смог (да и не хотел) :) Так что теперь вы можете прочитать о том, что же нас ждет всего через пару месяцев (то, что предварительный образец в наши края таки попал, является весьма важным фактом - значит, поставки наверняка будут, и Jukebox, в отличие от Nomad II, не придется заказывать где-нибудь за рубежом). Стоит отметить, что плеер, побывавший в моих руках, был лишь предварительным образцом. Не было даже красивой коробки (а Creative в этом плане компания весьма щепетильная - как попало они свою продукцию не упаковывают; впрочем, фотографию коробки раздобыть удалось - упаковка как всегда на высоте;)) и печатной документации, программное обеспечение пришло на дисках CD-R (причем в двух версиях). Так что некоторые замеченные огрехи, возможно, будут исправлены к моменту начала продаж. Кстати: неоценимым источником информации о данном направлении продукции оказался прекрасный FAQ, обнаруженный на одном из дисков (последнюю его версию можно прочесть тут). Если с английским языком вы в ладах, советую обязательно его почитать (наиболее важные моменты я, естественно, упомяну в статье, но прочесть это будет далеко не лишним). Ну а теперь - к делу. Creative Nomad II SilverNomad - один из самых стильных плееров, которые мне довелось видеть. Ни одной прямой линии. Впрочем, дизайном его плюсы не ограничиваются: Расширение памяти: один слот SmartMedia (карта емкостью 64 Мб в комплекте) Подключение к компьютеру: USB Программное обеспечение: Nomad Manager (win9X/2000), Creative Digital Audio Center (MusicMatch), Content CD Эквалайзер: пять предварительных настроек (Normal, Pop, Jazz, Rock, Classic) + ручная настройка ЖКД: сегментный + графический с подсветкой Поддерживаемы типы файлов: MP3 (CBR, VBR) Отображение информации о проигрываемой песне: номер трека, ID3-tag, текущая позиция, битрейт, состояние эквалайзера (DSP) Запоминание номера проигрываемого трека: нет Управление: проигрывание/пауза, стоп, перемотка по треку, переход на следующий/предыдущий трек, повтор (всего трека, части трека, всех файлов, всех файлов в произвольном порядке (random)) Дополнительные возможности: FM-радио (с режимом sleep off), часы, диктофон, подсветка, пульт дистанционного управления Перенос любых файлов: да Питание: одна батарейка (или аккумулятор) АА Размеры: 65 х 93 х 21 мм Масса: 88 грамм Защита интерфейсных разъемов от внешних воздействий: резиновые заглушки (прикреплены к корпусу) Способ ношения: в кармане (прилагается сумочка), клипса для крепления на пояс В отличие от большинства производителей MP3-плееров, компания Creative заранее заложила в свою продукцию возможность проигрывания файлов разных форматов путем апгрейда Firmware. В частности, в ближайшее время ожидается появление прошивки для стандарта MS WMA. Т.е. "войны стандартов" пользователя этого плеера не затронут. Правда подход Thomson (когда дополнительные плагины хранятся прямо во флэш-памяти) следует признать более удобным, однако все остальные имеющиеся в продаже плееры вообще не модернизируются никаким способом (официально, по крайней мере). Органы управления плеера в основном расположены на лицевой панели, однако, благодаря наличию пульта дистанционного управления, плеер можно вообще убрать далеко в рюкзак или карман (благо тряски он не боится) и управлять им непосредственно с д/у. Возможно как использование фирменных наушников Creative (backphones), так и использование других наушников (с разъемом 8mm jack) как с д/у так и без него, подключая их непосредственно к плееру. К сожалению, плеер не снабжен встроенной памятью и имеет лишь один слот под SmartMedia Card. В комплект входит такая карта емкостью 64 Мб. Соответственно, когда на рынке появятся карты большей емкости (и при желании расширить до 128 Мб) придется либо носить с собой 2 карточки (а они выглядят очень хрупкими), либо продавать старую и покупать новую большей емкости. Файлы проигрываются отлично (особенно, если заменить родные наушники на что-нибудь поприличнее, однако это касается подавляющего большинства плееров) насколько это вообще применимо в отношении формата MP3. Эквалайзер сделан не по принципу "лишь бы был", а реально вносит коррективы в звучание. К сожалению, в режиме пользовательской настройки регулировать можно только верхи и низы. ЖКД сделан с замахом на графический интерфейс, т.е. отображаются иконки различных операций с плеером (music, FmRadio, voice, info, settings, time). С первыми тремя пунктами все понятно, в Info отображается информация о владельце плеера (можно, например, написать свое имя и телефон, и тогда если Вы потеряете плеер то можно надеяться, что перезвонят :)), объеме установленной и свободной памяти и версии прошивки. В Settings настраивается время работы подсветки ЖКД, контрастность ЖКД, время, через которое плеер будет "засыпать", интервал FM Sleep, тип выхода (на наушники или линейный). Подсветка приятного зеленого цвета реально облегчает управление плеером в темноте. В режиме воспроизведения МР3 файлов на ЖКД отображается имя артиста и название композиции (ID3 tag) бегущей строкой, текущий битрейт, время проигрывания композиции. При проигрывании файлов с VBR битрейт показывается равным 64 kbps. И, к сожалению, как и у других плееров, существуют проблемы с отображением русских букв - вместо них изображаются пробелы. Впрочем, поддержка национальных алфавитов тоже уже обещана - осталось только дождаться соответствующей прошивки. В ближайшее время любоваться "родными" буквами смогут жители Японии и Китая, а вот насколько скоро произойдет "руссификация" сказать, правда, трудно - официально плеер в Россию не поставляется (но то, что Creative вообще занялся работой над многоязыковой поддержкой, уже внушает оптимизм). Также на дисплее присутствуют значки индикации заряда батарей, уровня громкости, наличия flash карты, и режима повтора. Кстати, апгрейд firmware касается не только национальных алфавитов или поддержки новых стандартов кодирования: недавно, например, появилась поддержка файлов с частотой дискретизации 48 КГц (в то время, как конкуренты обычно жестко ориентируются только на 44 КГц). Ожидается также поддержка длинных имен файлов (к сожалению, пока они обрезаются согласно старым стандартам 8.3). Ну и исправление найденных ошибок и недочетов тоже лишним не бывает. Выключается плеер из любого режима путем удержания кнопки stop в течении 3 секунд (как на пульте д/у, так и на самом плеере), либо через некоторый период (его длина задается в меню плеера) неактивности. Программное обеспечение производит приятное впечатление. Кроме стандартных для этого типа программ возможностей (автозапуск программы при подключении плеера к PC, загрузка любых файлов, выгрузка всех, кроме MP3), присутствуют и специфические для Nomad: установка времени (по компьютерному), настройка пресетов радиостанций (коих имеется 32 штуки), установка имени владельца плеера и т.п. Опять же: Daewoo MPIO FMC, так же оборудованный FM-радио, позволяет настраивать его только самостоятельно - подстроить чего-либо при помощи софта невозможно. Благодаря подключению через USB при работе с плеером не происходит торможения всей машины, а сама закачка всего содержимого памяти (64 мегабайт) занимает примерно 5 минут. Единственным минусом такого подхода является то, что "за бортом" остаются пользователи Windows NT 4.0 и оригинальной версии 95, однако не так уж их и много среди владельцев плееров. Кроме того, к плееру прилагается CD, забитый MP3-файлами малоизвестных исполнителей (среди них попадаются и вполне приличные, на мой вкус). Диктофон не производит какого-нибудь особого впечатления: микрофон обладает достаточной чувствительностью для записи голоса на некотором расстоянии. Большего от него ожидать трудно. Запись производится в файлы (расширение VNF) стандарта G721 ADPCM, и конвертируется в .WAV файлы поставляемой с плеером утилитой. Напомню, что все остальные производители, предусматривающие наличие диктофона, работают с файлами типа .SC4. Впрочем, большой разницы нет: все равно на компьютере что из одних, что из других получается стандартный WAV-файл. Радиоприемник обладает приличной чувствительностью (у меня работают 12 радиостанций практически везде). Диапазон частот 87.5-108, возможна автоматическая либо ручная настройка с шагом 0.05. Кнопка управления эквалайзером в режиме радиоприемника переключает режимы mono/stereo. Предусмотрено быстрое переключение с FM радио на музыкальные файлы (на последний выбранный) и обратно одной кнопкой. Недостатки: Отсутствие официальных поставок в Россию Отсутствие встроенной памяти Некоторым (например, мне) наушники типа backphones кажутся неудобными Довольно высокая цена - $260 (во многом это следствие отказа от встроенной памяти - карты расширения стоят дорого) Достоинства: Поддержка множества (в том числе еще неизвестных) форматов аудио сжатия Стильный внешний вид Удобное программное обеспечение Хорошая поддержка производителя (сайт www.nomadworld.com), регулярные обновления firmware Множество мелких (и не очень мелких) продуманных "фич" Таким образом, Nomad II можно считать одним из лучших плееров, существующих в данное время. По набору дополнительных возможностей он опережает всех конкурентов. Некоторые имеющиеся недостатки вполне компенсируются достоинствами (к сожалению, это не касается проблем с поставками). |